Санитарный поезд

Аудиогид 003

Уже на 3-й день войны, 24 июня 1941 года, НКПС дал указание железным дорогам сформировать 288 военно-санитарных поездов (150 постоянных и 138 временных). Для них выделили 6 тысяч выгонов и определили штат железнодорожников.

Оборудование и формирование военно–санитарных поездов проводилось на многочисленных железных дорогах страны, в том числе и в локомотивном депо г. Саратова  Рязано–Уральской железной дороги. Ежедневно в НКПС поступали сообщения о готовности поездов. За их формированием и отправлением в прифронтовые районы строго следили.

За годы войны объем перевозок по эвакуации раненых составил 11863 поезда. Удалось исцелить и вернуть в строй 72,3% раненых и 90,6% больных воинов. В этом немалая заслуга в том числе и железнодорожников, которые делали все, чтобы формировать военно-санитарные поезда, а так же быстро продвигать их по железным дорогам.

Тысячи медицинских работников надели военную форму. Огромное значение имела своевременная эвакуация раненых. Железнодорожники проявляли храбрость и самоотверженность, спасая поезда “милосердия” при налетах вражеской авиации и обстрелах. Несмотря на четкие опознавательные знаки, гитлеровские летчики с первых дней войны охотились за военно– санитарными поездами. Только в 1941 г. на эти поезда было совершено 224 нападения.

Перед вами  военно–санитарный вагон. Из подобных вагонов и формировались военно-санитарные поезда. Он состоит из отделения для тяжело- и легкораненых, изолятора, аптеки – перевязочной, кухни, помещения для медицинского и обслуживающего персонала.

В таких вагонах доставляли в наш город раненых и больных. Саратов   был крупным госпитальным центром страны. (В  городе насчитывалось 73 госпиталя, а всего по области их было — 180). Поток раненых особенно увеличился в дни Сталинградской битвы. В целом за годы войны в эвакогоспиталях    Саратова поправили свое здоровье свыше 300 тыс. раненых бойцов.