Бронепоезд

Аудиогид 002

br-train

Бронепоезда появились в конце XIX века. В 1871 году во время Франко – Прусской войны, пруссаки установили орудия на ж/д платформы и с них вели обстрел Парижа. К началу 1-ой мировой войны сложился наиболее конструктивный тип бронепоезда: посередине – бронепаровоз, на котором находится боевая рубка командира поезда; спереди и сзади от него бронированные вагоны, вооруженные орудиями и пулеметами. Часто на платформах устанавливали дополнительное вооружение – полевые орудия, пулеметы, располагали десант.

Первые русские бронепоезда были построены на Путиловском заводе в годы 1-ой мировой войны. К середине 1917 г. в России насчитывалось 7 бронепоездов.

Наиболее широкое распространение получили бронепоезда в годы Гражданской войны. К концу 30-х годов с развитием авиации выявились недостатки классических бронепоездов. Прежде всего – большая длина и высота поезда. Его сложно было замаскировать. Еще одним существенным недостатком было отсутствие маневренности. Достаточно было повредить ж/д полотно, как бронепоезд оказывался в ловушке. Однако, в первые месяцы Великой Отечественной войны бронепоезда вновь оказались востребованы: в частности, они вели успешные действия против авиации противника.  Началось их массовое строительство, была усилена броня и средства ПВО. Бронепоезда делились на легкие и тяжелые, в зависимости от калибра орудия. В нашей экспозиции вы видите облегченный бронепоезд (ОБ-3). Изготовление бронепоездов этого типа велось одновременно на 9 заводах и в 43 ж/д депо.

Подобные бронепоезда, в годы Великой Отечественной войны, защищали южные окраины г. Саратова от налетов фашистской авиации, в полосе железной дороги.

Во II-ой Мировой войне участвовало более 500 бронепоездов, из них 230 зенитных, защищавших небо над станциями, разъездами, перегонами. Бронепоезда, построенные на личные сбережения железнодорожников, на своих  бортах имели надписи: «За Родину», «Смерть фашистам», «На разгром врага» и т.д.