Авиационная техника

Составной частью вооруженных сил страны являются Военно-воздушные силы (ВВС). Основу боевой мощи ВВС составляют самолеты и вертолеты. Все основные виды авиации представлены в  экспозиции музея: бомбардировочная, истребительная, штурмовая, транспортная, спортивная.

Среди них — первый легкий отечественный вертолет МИ-2 с газотурбинным двигателем конструкции ОКБ им. М.Л.Миля. Разрабатывался он для гражданского и военного применения с 1963 г.

Транспортно- боевой вертолет Ми-24 предназначен для повышения огневой мощи и мобильности частей и подразделений сухопутных войск. Одной из разновидностей явился Ми-24В (было  установлено более новое, совершенное вооружение, в том числе 4 противотанковых радиоуправляемых ракет 9К113 Штурм-В с системой наведения Радуга-Ш и др.), который стал самым массовым вариантом. Выпускался в 1976 -86 гг.

Авиация в русской армии появилась в начале ХХ века и изначально использовалась лишь с разведывательными целями. Но уже первые опыты боевого применения самолетов заставили конструкторскую мысль идти по пути специализации машин. Появились бомбардировщики, штурмовики, истребители.

В выставочном павильоне можно увидеть единственный сохранившийся в мире самолет – истребитель ЯК-1б, который был создан в конструкторском бюро А.С. Яковлева и выпущен на Саратовском авиазаводе 14.12.1942 г.  

А в самом начале экспозиции на пьедестале установлен самолет ЯК-38.  штурмовик морского базирования. Это первый в СССР серийный самолёт вертикального взлёта и посадки.

В музее представлен самолет ЯК-18А, который был создан в 1957 г., в КБ Яковлева, на базе широко известного самолета ЯК-18.  

На Саратовской земле родился и вырос хорошо известный в мире авиаконструктор О.К. Антонов.  В экспозиции находится самолет АН-2

( народное название — кукурузник было унаследовано им  от У-2). Самый большой в мире одномоторный биплан за всю историю авиации. Создан он был в КБ О.К. Антонова в 1947 г.).

Учебный самолет Ту-134 УБ-Л создан на базе пассажирского самолета Ту-134. Предназначен для подготовки летчиков бомбардировочной авиации, обучения пилотированию по приборам в простых и сложных метеоусловиях.

В нашей экспозиции представлен дальний сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22КД, разработанный в середине 50-х годов в Казанском авиазаводе.

Среди экспонатов музея — фугасные авиационные бомбы (ФАБ) – применяются для разрушения военно-промышленных объектов, ж/д узлов, фортификационных сооружений, мостов, поражения различных объектов военной техники  и кассетные бомбы РБК –250 (разовые кассетные бомбы)

Рядом с авиационными бомбами представлены контейнеры, предназначенные для хранения ракет класса «Воздух-Земля»  Х-55, в условиях складских помещений. Кроме того, в экспозиции представлена крылатая ракета Х-22 класса «Воздух-Земля», предназначенная для поражения отдельных кораблей обычным зарядом и поражения площадных целей специальным зарядом.

Большой интерес вызывают самолеты – истребители, созданные в конструкторском бюро А.И. Микояна. Это Миг-15, Миг-21, Миг-23МЛД, МИГ-27, МИГ-31.

Штурмовая авиация в экспозиции представлена тремя самолетами.

Советский бронированный дозвуковой штурмовик СУ-25,  Учебно-боевой легкий штурмовик  L-39«Альбатрос», создан чехословацкой фирмой «Aero Vodochody». Основной учебно-тренировочный самолёт ВВС Советского Союза и России и Л-29 «Дельфин».

Помимо этого в экспозиции музея  представлены два спускаемых космических аппарата «Восток» и «Союз».

Подробнее

 

Антонов Олег Константинович (1906-1984) – советский авиаконструктор, академик АН СССР (1981), Герой Социалистического Труда (1966). Антонов – один из основателей советского планеризма. В юношеские и студенческие годы разрабатывал учебные планеры ОКА-1, ОКА-2, ОКА-3, «Стандарт 1,2», планер-паритель «Город Ленина». После окончания Ленинградского политехнического института (1930) начальник планерного КБ Осоавиахима в Москве, в 1933-1938 годах главный конструктор планерного завода в Тушине. Создал около 30 типов планеров. В 1938-1940 гг. работал ведущим инженером в ОКБ Яковлева. В 1940-1941 гг. работал на заводе «Красный летчик» над легким связным самолетом. В 1943-1946 гг. Антонов –1-ый заместитель главного конструктора ОКБ Яковлева.

В послевоенные годы под руководством Антонова созданы транспортные самолеты АН-8, АН-12, Ан-22, Ан-26, Ан-32, Ан-72, Ан-124 для решения задач военно — транспортной авиации, ВДВ и обеспечения грузовых перевозок Аэрофлота; многоцелевые Ан-2, Ан-14, Ан-28, отличающиеся способностью базироваться на неподготовленных площадках длиной до 500 м.

В честь Антонова учрежден диплом ФАИ. Имя Антонова присвоено Киевскому механическому заводу и ОКБ, которое он возглавлял.

Туполев Андрей Николаевич (1888 –1972) – советский авиаконструктор, академик АН СССР, генерал – полковник, инженер, трижды Герой соц. труда. Им разработано свыше 100 типов самолетов, 70 из которых выпускались серийно. На самолетах Туполева завоевано 78 мировых рекордов, выполнено 28 уникальных перелетов, в т.ч. спасение экипажа «Челюскин» на АНТ-4, беспосадочные перелеты в США через Северный полюс экипажей В.П. Чкалова и М.М. Громова на АНТ-25, высадка научных экспедиций «Северный полюс» во главе с И.Д. Папаниным. Большое число самолетов – бомбардировщиков, торпедоносцев, разведчиков конструкции Туполева, торпедных катеров, применялось в боевых действиях в Великую Отечественную войну. В послевоенные годы под руководством Туполева разработан ряд военных и гражданских самолетов, в числе которых 1-й советский реактивный бомбардировщик ТУ-12, ТУ–16, 1-й реактивный пассажирский самолет ТУ-104, 1-й турбореактивный межконтинентальный ТУ-134, ТУ-154. Создан также ряд сверхзвуковых самолетов в т.ч.ТУ-144.

Микоян Артем Иванович (1905 г.р.) – советский авиаконструктор, академик АН СССР, член-корреспондент, генерал – полковник инженерно-технической службы, дважды Герой Социалистического труда. С 1923 г. работал сначала токарем на заводах в Ростове – на — Дону, позднее на Московском заводе «Динамо». А после службы в Красной Армии поступил в Военно — Воздушную  инженерную академию им. Н.Е. Жуковского. По окончании работал военным представителем на авиационном заводе, а затем зам. начальника КБ этого завода. С 1940 г. конструктор опытно-конструкторского бюро по самолетостроению. В 1940 г. под руководством Микояна был создан истребитель МиГ-1, предназначенный для ведения воздушного боя на больших высотах. В этом же 1940 г. самолет был модифицирован (МиГ-3), применялся на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. Микоян – один из пионеров реактивной авиации в СССР, создатель сверхзвуковых реактивных самолетов – истребителей. На реактивном самолете Е-266 конструкции Микояна установлен ряд мировых рекордов.

Под руководством Микояна А.И. совместно с Гуревичем М.И. созданы истребители МиГ-1, МиГ-3, сверхзвуковые истребители (МиГ-19-первый отечественный, МиГ-21- с треугольным крылом, МиГ-23 –перехватчик). На этих самолетах установлено 55 мировых рекордов. Ленинская премия (19620, Государственная премия СССР (1941,1947, 1948, 1949, 1952, 1953).

Гуревич Михаил Иосифович (1892-1976) – советский авиаконструктор, доктор технических наук (1964), Герой Социалистического Труда (1957). Окончил Харьковский технологический институт(19250. Занимался конструированием и постройкой планеров. С 1929 г. работал инженером – конструктором и руководителем группы в различных КБ авиационной промышленности.

В 1940-1957-х гг. Гуревич –заместитель главного конструктора, в 1957-1964 г. – главный конструктор в КБ Микояна. В годы войны Гуревич участвовал в создании опытных самолетов, после войны – в разработке скоростных и сверхзвуковых самолетов-истребителей, которые длительное время находились на вооружении СССР. Награжден 4 орденами Ленина. Лауреат Государственной премии СССР.

 

Сухой Павел Осипович (1895-1975 гг.) — советский авиаконструктор, доктор технических наук (1940), дважды Герой Социалистического Труда (1957, 1965). После окончания МВТУ (1925) работал в КБ А.Н. Туполева – в ЦАГИ и на заводе №156 (инженер- конструктор, начальник бригады, заместитель главного конструктора). В этот период Сухим, под общим руководством Туполева, созданы истребители И-4, И-14, рекордные самолеты АНТ-25 и АНТ—37бис «Родина». Принимал участие в конкурсной разработке самолета «Иванов», закончившейся созданием боевого многоцелевого самолета СУ-2, применявшегося в первые годы Великой Отечественной войны. В 1939-40 гг. главный конструктор на заводе в Харькове. В 1940-49 гг. – главный конструктор  КБ, базировавшегося на ряде заводов в Подмосковье и Москве, одновременно директор этих заводов. В 1949-53 гг. – снова заместитель главного конструктора в КБ Туполева. С 1953- главный конструктор вновь воссозданного своего КБ, с 1956 генеральный конструктор.

В послевоенные годы Сухой П.О. был в ряду первых советских авиаконструкторов, возглавивших работы в области реактивной авиации, создав несколько опытных реактивных истребителей. После воссоздания КБ под его руководством разработан ряд серийных боевых машин, в числе которых истребитель СУ-25 со скоростью полета, вдвое превысивший скорость звука, истребители – перехватчики СУ-9, СУ-11, СУ-15, истребители- бомбардировщики СУ-7Б с лыжным и колесно-лыжным шасси для базирования на грунтовых аэродромах и СУ-17 с изменяемой в полете стреловидностью крыла, фронтовой бомбардировщик СУ-24, штурмовик СУ-25, истребитель СУ-27 и другие самолеты.