МИГ-31

АУДИОГИД 071

MIG-31

МиГ-31 (изделие 83, самолёт Е-155МП, по кодификации НАТО: Foxhound — лисья гончая) — двухместный сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия. Разработан в ОКБ-155 (ныне ОАО «РСК „МиГ“») в 70-х годах XX в. Первый советский боевой самолёт четвёртого поколения.

МиГ-31 предназначен для перехвата и уничтожения воздушных целей на предельно малых, малых, средних и больших высотах, днём и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, при применении противником активных и пассивных радиолокационных помех, а также ложных тепловых целей. Группа из четырёх самолётов МиГ-31 способна контролировать воздушное пространство протяжённостью по фронту 800—900 км. Изначально предназначался для перехвата крылатых ракет во всём диапазоне высот и скоростей, а также низколетящих спутников. Полки МиГ-31 ряд лет имели статус спецназа (СпН) в составе ПВО.

 

Работы по созданию истребителя-перехватчика МиГ-31 началась в ОКБ им. А. И. Микояна в 1968 году. На начальной фазе работами руководил главный конструктор А. А. Чумаченко. Затем, на этапе глубокой инженерной разработки и испытаний, — Г. Е. Лозино-Лозинский. В 1975 году, после того как Глеб Евгеньевич начал заниматься разработкой «Бурана», работы по созданию самолёта возглавил Константин Константинович Васильченко.

Боевые возможности истребителя предполагалось существенно расширить благодаря применению новейшего электронного оборудования, в частности, (впервые в мире[2]) РЛС с пассивной фазированной антенной решёткой. МиГ-31 строился по схеме самолёта МиГ-25, но имел экипаж из двух человек — лётчика и штурмана-оператора, размещавшихся по схеме «тандем». Прототип МиГ-31 совершил свой первый полёт 16 сентября 1975 года, за штурвалом его находился лётчик-испытатель А. В. Федотов.

 

МиГ-31 — единственный самолёт, способный самостоятельно применять ракеты дальнего радиуса действия. Может перехватывать цели, летящие со скоростями до M=5. Самолёт ДРЛОиУ А-50 и МиГ-31 могут автоматически обмениваться между собой целеуказанием.

 

Для МиГ-31 с 4 ракетами и двумя подвесными баками, пуском ракет на середине пути, сбросом подвесных баков после их выработки и выпущенной ПМК дозвуковая практическая дальность и продолжительность полёта составляют соответственно 3000 км и 3 ч 38 мин.

Дозвуковая практическая дальность и продолжительность без подвесных баков и убранной ПМК составляет:

без ракет: дальность — 2480 км, продолжительность — 2 ч 44 мин;

с 4 ракетами и пуском их на середине пути: дальность — 2400 км, продолжительность — 2 ч 35 мин;

с 4 ракетами: дальность — 2240 км, продолжительность — 2 ч 26 мин.

 

 

8 августа 2014 года, во время посещения нижегородского авиастроительного завода «Сокол», вице-премьер Дмитрий Рогозин предложил возобновить производство истребителя.

 

 

Подробнее

МиГ-31

 

 

Тип: Истребитель-перехватчик

Разработчик: ОКБ МиГ

Производитель: Горьковский авиазавод

Главный конструктор: Лозино-Лозинский Г. Е., Васильченко К. К.

Первый полёт: 16 сентября 1975 года

Начало эксплуатации: 6 мая 1981 года

Единиц произведено: >500

Базовая модель: МиГ-25

МиГ-31 (изделие 83, самолёт Е-155МП, по кодификации НАТО: Foxhound — лисья гончая) — двухместный сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия. Разработан в ОКБ-155 (ныне ОАО «РСК „МиГ“») в 70-х годах XX в. Первый советский боевой самолёт четвёртого поколения.

МиГ-31 предназначен для перехвата и уничтожения воздушных целей на предельно малых, малых, средних и больших высотах, днём и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, при применении противником активных и пассивных радиолокационных помех, а также ложных тепловых целей. Группа из четырёх самолётов МиГ-31 способна контролировать воздушное пространство протяжённостью по фронту 800—900 км. Изначально предназначался для перехвата крылатых ракет во всём диапазоне высот и скоростей, а также низколетящих спутников. Полки МиГ-31 ряд лет имели статус спецназа (СпН) в составе ПВО.

 

История создания

Работы по созданию истребителя-перехватчика МиГ-31 началась в ОКБ им. А. И. Микояна в 1968 году. На начальной фазе работами руководил главный конструктор А. А. Чумаченко. Затем, на этапе глубокой инженерной разработки и испытаний, — Г. Е. Лозино-Лозинский. В 1975 году, после того как Глеб Евгеньевич начал заниматься разработкой «Бурана», работы по созданию самолёта возглавил Константин Константинович Васильченко.

Боевые возможности истребителя предполагалось существенно расширить благодаря применению новейшего электронного оборудования, в частности, (впервые в мире[2]) РЛС с пассивной фазированной антенной решёткой. МиГ-31 строился по схеме самолёта МиГ-25, но имел экипаж из двух человек — лётчика и штурмана-оператора, размещавшихся по схеме «тандем». Прототип МиГ-31 совершил свой первый полёт 16 сентября 1975 года, за штурвалом его находился лётчик-испытатель А. В. Федотов.

22 апреля 1976 года начались ГСИ МиГ-31. Первый этап ГСИ завершился в декабре 1978 года. Второй этап начался в сентябре 1979 и завершился в сентябре 1980.

Постановлением Совета Министров СССР от 6 мая 1981 года истребитель-перехватчик МиГ-31 с РЛС РП-31 и ракетами Р-33 был принят на вооружение.

 

Техническое описание

Основу системы управления вооружением самолёта МиГ-31 составляет импульсно-допплеровская радиолокационная станция с пассивной фазированной антенной решёткой (ПФАР) РП-31 Н007 «Заслон» разработки НИИ Приборостроения (г. Жуковский). МиГ-31 стал первым в мире истребителем, оснащённым БРЛС с фазированной антенной решёткой (ФАР)[4] и оставался единственным таким серийным истребителем с 1981-го по 2000 год (когда на вооружение поступил Рафаль). МиГ-31 — единственный самолёт, способный самостоятельно применять ракеты дальнего радиуса действия. Может перехватывать цели, летящие со скоростями до M=5. Самолёт ДРЛОиУ А-50 и МиГ-31 могут автоматически обмениваться между собой целеуказанием.

 

Дальность полёта

Для МиГ-31 с 4 ракетами и двумя подвесными баками, пуском ракет на середине пути, сбросом подвесных баков после их выработки и выпущенной ПМК дозвуковая практическая дальность и продолжительность полёта составляют соответственно 3000 км и 3 ч 38 мин.

Дозвуковая практическая дальность и продолжительность без подвесных баков и убранной ПМК составляет:

без ракет: дальность — 2480 км, продолжительность — 2 ч 44 мин;

с 4 ракетами и пуском их на середине пути: дальность — 2400 км, продолжительность — 2 ч 35 мин;

с 4 ракетами: дальность — 2240 км, продолжительность — 2 ч 26 мин.

 

Модификации

С момента выпуска МиГ-31 также разработаны многочисленные модификации самолёта:

МиГ-31Б — серийная модификация МиГ-31, оснащённая системой дозаправки в воздухе; поступил на вооружение в 1990 году.

МиГ-31БС — МиГ-31, модернизированный до уровня МиГ-31Б;

МиГ-31БМ — модернизация 1998 года, современная версия МиГ-31 для ВВС России. Планируется до 2020 года модернизировать 60 МиГ-31 в МиГ-31БМ. В 2008 году завершён первый этап ГСИ, второй этап в 2012.Б[20][21] Модернизированные самолёты получат новую систему управления вооружением и БРЛС, что позволит обнаруживать цели на дальности до 320 километров и одновременно сопровождать до десяти воздушных целей.

МиГ-31Д — экспериментальная модификация, способная нести противоспутниковую ракету 79М6 «Контакт»;

МиГ-31ЛЛ — летающая лаборатория в Жуковском;

МиГ-31М — модернизированный в 1993 году истребитель-перехватчик с усиленными вооружением, РЛС, БРЭО;

МиГ-31Ф — многоцелевой фронтовой истребитель, предназначенный также для атак наземных целей (проект принципиально нового самолёта);

МиГ-31ФЭ — экспортный вариант самолёта МиГ-31БМ;

МиГ-31Э — экспортный вариант с упрощённым БРЭО;

Миг-31ДЗ — серийный истребитель-перехватчик, оборудованный системой дозаправки в воздухе (отличается от МиГ-31Б расположением штанги дозаправки (на МиГ-31ДЗ штанга установлена слева по полёту) и оборудованием второй кабины).

 

Тактико-технические характеристики

Экипаж: 2 человека

Длина: 21,62 м

Размах крыла: 13,45 м

Высота: 6,50 м

Площадь крыла: 61,60 м²

Масса:

пустого: 21820 кг

с полной заправкой: 39150 кг

максимальная взлетная масса: 46750 кг

топлива: 17330 кг

Двигатель: 2 × ТРДДФ Д-30Ф6

тяга:

максимальная бесфорсажная: 2 × 9500 кгс

на форсаже: 2 × 15500 кгс

масса двигателя: 2 × 2416 кг

Максимальная эксплуатационная перегрузка: 5G

 

 

 

Лётные характеристики

Максимальная допустимая скорость:

на малой высоте: 1500 км/ч[24]

на большой высоте: 3000 км/ч (M=2,82)

Крейсерская скорость:

дозвуковая: 950 км/ч (M=0,9)

сверхзвуковая: 2500 км/ч (M=2,35)

Практическая дальность:

на высоте 10000 м, при M=0,8: 1450 км

без дозаправки с 2 ПТБ: до 3000 км

с одной дозаправкой: до 5400 км

на высоте 18000 м, при М=2,35: 720 км

Боевой радиус: 720 км

Продолжительность полёта: до 3,3 ч

Практический потолок: 20600 м

Нагрузка на крыло:

с полной заправкой: 635 кг/м²

при максимальной взлётной массе: 759 кг/м²

Тяговооружённость:

с полной заправкой: 0,79

при максимальной взлётной массе: 0,66

Скороподъёмность:

у земли 160 м/с:

на сверхзвуке, на Н=11км 250 м/с

 

Вооружение

Один из вариантов комплекта вооружения:

одна 23-мм пушка ГШ-6-23М (260 патронов);

боевая нагрузка — 3000 кг;

4 УР большой дальности Р-33;

2 УР средней дальности Р-40Т;

4 УР малой дальности Р-60. Р-60М[11]

Применяемые ударные комплексы.

Пушечное:

1 × 6 23мм ГШ-6-23:

боекомплект: 260 патронов

скорострельность:

при НУ: не менее 8000 мин−1

при t = −60 °C: не менее 6400 мин−1

Ракетное на 6 точках подвески (дополнительно 2 точки подвески для ПТБ):

4 точки на корпусе и 4 на пилонах на крыльях допускает в зависимости от конкретного применяемого боеприпаса до 4 ракет большой дальности + ещё до 4 ракет средней или малой дальности (в том числе 4 ракеты большой дальности и 4 средней Р-77).

ракеты класса воздух-воздух:

большой дальности: 4 Р-33 до 304 км (2012)[28], 6 Р-37 для борьбы с целями, маневрирующими с перегрузкой до 8G, Р-33 с дальностью 120км (1981) и Р-33С 160 км (1999)

средней дальности: Р-40) 2 максимум 4 с 1999 используется только Р-40РД, дальность 80 км скорость ракеты 4,5-5Мах, высота цели 0,5-30 км маневрирование цели 4G, 4 Р-77 дальность 100 км маневрирование цели 12G.

малой дальности: 4Р-60(М), 4 Р-73 инфракрасного спектра.

Возможен огонь средствами воздух-поверхность. Бомбы с лазерным наведением массой 500 кг а также противорадиолокационные/противокорабельные ракеты, Х-31П (до 160 км), Х-58, максимальная масса боевой нагрузки составляет 9000 кг.

 

Эксплуатация

Первые перехватчики начали поступать в войска ПВО с 1980 года. В 1981 году началось производство МиГ-31 в Горьком. Первая серия состояла всего из двух самолётов, вторая — из трёх, третья — из шести. Все эти самолёты предназначались для проведения лётных испытаний. Новые перехватчики стали поступать на вооружение ПВО в 1983 году.

Первыми МиГ-31 получили 786-й ИАП, дислоцирующийся в Правдинске, и Центр боевого применения ПВО в Саваслейке. В частях ПВО МиГ-31 пришли на смену Су-15 и Ту-128. В сентябре 1984 года новые перехватчики заступили на боевое дежурство на Дальнем Востоке — на аэродроме Сокол, остров Сахалин.

Производство МиГ-31 было свёрнуто в 1994 году. К концу 1994 года построено более 500 самолётов МиГ-31 и МиГ-31Б.

Во время 2-й чеченской войны МиГ-31 и самолёты ДРЛО А-50 контролировали воздушное пространство Чеченской Республики.

На данный момент производится модернизация состоящих на вооружении самолётов до версии МиГ-31БМ, первые два поступили в войска в 2008 году[34].

В 2008 году завершён первый этап ГСИ МиГ-31БМ, продолжается второй.

Известно, что 60 МиГ-31 будет модернизировано до версии БМ, в составе также останутся, по словам Зелина, 30-40 МиГ-31 в модификациях ДЗ и БС. Остальные МиГ-31 (около 150 шт.) планируют списать.

8 августа 2014 года, во время посещения нижегородского авиастроительного завода «Сокол», вице-премьер Дмитрий Рогозин предложил возобновить производство истребителя.