МИГ-27

АУДИОГИД 070

 MIG-27

МиГ-27 (изделие 32-35, по кодификации НАТО: Flogger-D) — советский сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик третьего поколения с крылом изменяемой стреловидности. Предназначен для нанесения ударов по подвижным и неподвижным наземным и воздушным целям. Может нести тактическое ядерное оружие.

В настоящее время — основной истребитель-бомбардировщик ВВС Индии. В связи с тяжёлой экономической обстановкой с 1993 года в России, Белоруссии и Украине практически все МиГ-27 и его модификации были выведены из эксплуатации, переданы на базы хранения и практически все утилизированы.

История создания

К концу 1960-х перед советскими ВВС остро встала проблема замены устаревших истребителей-бомбардировщиков (таких как различные ударные модификации истребителей МиГ-17, МиГ-19, МиГ-21 и Су-7), переставших отвечать требованиям времени в части бортового прицельно-навигационного оборудования и номенклатуры управляемого вооружения.

Проанализировав в полной мере достоинства и недостатки существовавших на тот момент истребителей-бомбардировщиков инженеры конструкторского бюро Микояна и Гуревича (КБ «МиГ») пришли к выводу, что наиболее рациональным с точки зрения цена/качество вариантом создания нового ударного самолёта станет адаптация новейшего по тем временам истребителя МиГ-23 для решения ударных задач.

Под руководством главного конструктора Г. А. Седова на базе двух МиГ-23Б были построены МиГ-23БМ. В конструкции планера были выполнены следующие изменения: была демонтирована система управляемых сверхзвуковых воздухозаборников УВД-23 и изменена конструкция шасси — усилены стойки и амортизаторы, установлены новые колёса с встроенными электровентиляторами обдува. Самолёт получил стояночный угол, близкий к горизонтальному, что положительно сказалось на разгонных характеристиках при взлёте.

Значительно было изменено бортовое оборудование. Был установлен прицельно-навигационный комплекс ПрНК-23, построенный на базе суперсовременной на тот момент БЦВМ»Орбита-20″. Также в комплекс вошли: навигационный комплекс КН-23, визирная головка С-17ВГ и лазерный дальномер «Фон». ПрНК обеспечивал автоматический полёт по маршруту с возвращением на аэродром вылета или три запасных аэродрома, предпосадочный манёвр, бомбометание вне видимости земли — всего одиннадцать задач. В качестве артиллерийской системы, вместо пушки ГШ-23Л было решено установить 30-мм шестиствольный автомат АО-18 корабельной артустановки АК-630, адаптированный для маленького бомбардировщика. Новая пушка была существенно доработана и облегчена, также дорабатывался и усиливался планер самолёта. Несмотря на впечатляющую эффективность получившей название артустановки ГШ-6-30А, на самолёт дополнительно могли подвешиваться пушечные контейнеры с пушками ГШ-23Л. Бомбовое вооружение размещалось на семи точках наружной подвески. Также самолёт мог нести ракету «воздух-поверхность» Х-23 и для самообороны — ракеты Р-3С (позднее — Р-13М). Управление оружием осуществляла система СУВ-2.

Предполагалось в будущем применять с самолёта противорадиолокационную ракету Х-28 с правой подкрыльевой катапультной установки АКУ-58-1. Под левой плоскостью подвешивался контейнер с аппаратурой управления «Метель-А». Однако, строевые самолёты ни ракету, ни аппаратуру так и не получили.

В серии на все самолёты устанавливались двигатели Р-29Б-300. Только две машины получили АЛ-21Ф-3, для сравнительных испытаний с серийными.

Первый МиГ-23БМ поднялся в воздух 17 ноября 1972 года. Серийное производство самолётов осуществлялось на Иркутском авиазаводе. После официального принятия на вооружение в 1975 году самолёт получил новое наименование — МиГ-27.

 

Модификации

МиГ-27К «Кайра» (изделие 23БК, до принятия на вооружение в 1976 именовался МиГ-23БК) был оснащён прицельно-навигационным комплексом ПрНК-23К, в состав которого входила цифровая электронно-вычислительная машина «Орбита-20-23 К» и лазерно-телевизионная прицельная система «Кайра-23». На момент создания, по совокупности характеристик, МиГ-27К являлся одним из сильнейших истребителей-бомбардировщиков в мире. Всего изготовлено 197 машин.

МиГ-27М (изделие 32-29) — попытка создать истребитель-бомбардировщик, приближающийся по характеристикам бортового оборудования к МиГ-27К, но при этом стоящий дешевле и требующий менее квалифицированных лётчиков и техников. По боевым характеристикам, в целом, слабее МиГ-27К, но значительно надёжнее и дешевле в эксплуатации. Всего изготовлено 162 машины.

МиГ-27МЛ «Бахадур» (изделие 32-29Л, иногда упоминается как МиГ-27Л) — экспортная версия МиГ-27М. Всего поставлено из СССР и выпущено в Индии 210 самолётов.

МиГ-27Д (изделие 32-27) — результат модернизации МиГ-27 ранних серий (кроме МиГ-27К) до уровня МиГ-27М. Всего переоборудовано 304 самолёта.

 

Самолёт МиГ-27М может брать на борт:

до двух ракет класса воздух-поверхность типа Х-29Л;

до четырёх ракет класса воздух-поверхность типа Х-25МЛ;

до двух ракет класса воздух-поверхность типа Х-23М с блоком управления «Дельта-НМ»;

до двух противорадиолокационных ракет Х-27ПС с блоком управления «Вьюга»;

до четырёх ракет класса воздух-воздух Р-13М или Р-60 (Р-60М);

до четырёх блоков УБ-32 со 128 НАР С-5 (55 мм);

до четырёх блоков Б-8М с 80 НАР С-8 (80 мм);

до четырёх НАР С-24;

до 22 бомб ОФАБ-100 (перегрузочный вариант);

до девяти бомб ФАБ-250 (расположены под крылом по схеме тандем);

до восьми бомб ФАБ-500 (при максимальной взлетной массе, под крылом по схеме тандем);

до четырёх зажигательных баков ЗБ-500;

до двух подвесных пушечных установок СППУ-22;

до трёх ПТБ емкостью по 800 л.