ТУ-22

АУДИОГИД 066

Ту-22/Ту-22КД

TU-22

Самолёт Ту-22 разрабатывался в качестве замены бомбардировщика Ту-16. Рабочее проектирование Ту-22 (проект «105») ОКБ Туполева (главный конструктор Д.Марков) начало 15 августа 1955 года и уже к августу 1957 года была завершена постройка планера первого прототипа.

К лету 1958 года на прототип были установлены двигатели, и начались статические испытания.

21 июня 1958 года самолёт «105» (экипаж лётчика-испытателя Ю. Т. Алашеева) совершил свой первый полёт.

Ту-22 строились на Казанском заводе № 22 с 1959 года по декабрь 1969 года. Стоимость одной машины составляла около 10 млн рублей. Всего было изготовлено 311 самолётов этого типа (в модификациях бомбардировщика Ту-22А и Ту-22Б, разведчика Ту-22Р, ракетоносца Ту-22К, постановщика помех Ту-22П и учебно-тренировочного самолёта Ту-22У; свыше половины из них было оснащено штангой системы дозаправки топливом по системе «шланг-конус» от самолётов 3МС-2 и Ту-16Н и имело обозначения Ту-22РД, Ту-22КД, Ту-22ПД и Ту-22УД соответственно).

Последние Ту-22 были сняты с вооружения ВВС РФ и ВМФ России в 1990-е годы.

. В варианте ракетоносца-бомбардировщика (Ту-22К, Ту-22КД) самолёт мог нести одну сверхзвуковую ракету «воздух-поверхность» Х-22 «Буря» (ракета размещалась в полуутопленном положении под фюзеляжем) или до 13 т бомб свободного падения. Помимо основного бомбоотсека в центроплане Ту-22 имел по одному небольшому отсеку для патронов ПИКС на крыльевых гондолах основного шасси. Для защиты задней полусферы применялась дистанционно гидравлически управляемая пушечная установка ДК-20 с пушкой Р-23 (262П), скорострельностью до 2800 выстр/мин.

В Дальней авиации России Ту-22 пролетал до 1994 года. В августе 1994 года последние самолёты Ту-22 (двух полков) покинули Белоруссию и перелетели на базу разделки в Энгельс на утилизацию, хотя у самолётов ещё оставался запас ресурса.

Несмотря на огромные трудности и потерянные жизни при создании и эксплуатации этого самолёта, накопленный опыт привёл к созданию многорежимного сверхзвукового ракетоносца Ту-22М.

 

Тип: дальний бомбардировщик

Разработчик: ОКБ-156

Производитель: Завод №22 (Казань)

Главный конструктор: С. М. Егер

Первый полёт: 21 июня 1958 («105″)

Начало эксплуатации: 1962 год

Конец эксплуатации            ВВС России: 1994 год[3]

ВВС Украины: 1998 год

Статус            снят с вооружения

Основные эксплуатанты     ВВС СССР

ВВС России

ВВС Украины

ВВС Ирака

ВВС Ливии

Годы производства  1959 — 1969

Единиц произведено: 2 прототипа, 311 серийных

 

 

 

 

 

 

Модификации

Ту-22Б — первоначальный вариант самолёта, оснащённый только свободнопадающими бомбами

Ту-22Р/РД/РК/РДК — самолёт, совмещающий в себе свойства бомбардировщика и разведчика

Ту-22РДМ — усовершенствованный вариант Ту-22РДК, 1980 год

Ту-22П/ПД — самолёт, оснащённый средствами радиоэлектронной разведки

Ту-22К/КД — ракетоносец, 1965 год, несёт ракеты типа Х-22 «Буря» (изделие Д-2, по классификации НАТО — AS-4 Kitchen — «Кухня») — советская/российская сверхзвуковая крылатая противокорабельная ракета воздушного базирования большой дальности. Предназначалась для поражения радиолокационно-контрастных точечных (авианосцы) и площадных целей (авианосных ударных групп), с помощью специальной (ядерной) или фугасно-кумулятивной БЧ.

Ту-22КП/КПД — усовершенствованный вариант Ту-22ПД, 1968 год

Ту-22У/УД — тренировочный самолёт (название «УД» условно, так как при наличии штанги топливоприёмника аппаратура дозаправки на самолёте не устанавливалась)

Ту-22М, несмотря на сходное обозначение, является отдельным типом, имеющим мало общего с Ту-22. Объясняется такое название тем, что разрабатывался Ту-22М во времена Хрущева (который практически запретил конструирование новых самолетов, сделав ставку на ракетное оружие): назвав новую машину «модернизацией» уже выпускаемой — Туполев получил финансирование на ее создание.