БТР-152

Аудиогид 109

 btr-152

БТР-152 — бронетранспортёр, созданный на базе узлов и агрегатов грузового автомобиля ЗИС-151. Принят на вооружение в 1950 году. Бронетранспортёр имел открытый сверху сварной несущий корпус. Находился в серийном производстве с 1950 по 1955 годы. Производство продолжалось до 1962 года. Всего на заводе имени Сталина и Брянском автомобильном заводе произведена 12 421 машина. Находился на вооружении Вооружённых сил России до 1993 года.

 

Броневой корпус БТР-152 открытого типа, сварен из броневых листов, состоит из трёх отделений и является несущей конструкцией, на которой установлены все механизмы и агрегаты машины.

 

В передней части машины находится силовое отделение, в котором установлен двигатель, а также находится электрооборудование с радиаторами и пусковым подогревателем.

 

За силовым отделением располагается отделение управления, отгороженное вертикальными перегородками. В отделении управления находятся места механика-водителя и командира.

 

В средней и кормовой частях машины за отделением управления и силовым отделением находится боевое отделение. В боевом отделении расположен пулемёт, а также находятся бензиновые баки, возимый ЗИП, укладки с боекомплектом и аптечка с огнетушителем.

Для размещения десанта вдоль бортов и в передней части боевого отделения находятся 17 сидений.

 

В качестве основного вооружения используется 7,62-мм пулемёт СГМБ, установленный на специальных гнёздах вертлюжных кронштейнов. Наибольшая прицельная дальность стрельбы составляет до 2,3 км. Питание пулемёта ленточное, в каждой ленте по 250 патронов. Возимый боекомплект составляет 1250 патронов.

 

Для обеспечения связи в БТР-152 установлена радиостанция 10РТ-12. Днём дальность действия радиостанции составляет 25..30 км на ходу и 35..38 км на стоянке, ночью — 13..15 на ходу и 15..17 на стоянке.

 

В качестве силовой установки используется бензиновый двигатель ЗИЛ-123В. Максимальная мощность двигателя составляет 110 л.с.

Коробка передач — механическая и имеет пять передних и одну заднюю передачу. Раздаточная коробка имеет две понижающие передачи, а также механизм включения переднего моста.

Ходовая часть

Подвеска переднего моста БТР-152 представляет собой две полуэллиптические продольные рессоры с двумя гидравлическими амортизаторами двустороннего действия.

Подвески среднего и заднего мостов — балансирные, на двух полуэллиптических продольных рессорах, которые укреплены на качающихся ступицах средней частью.

 

Подробнее

 

БТР-152

 

 

Классификация:  Бронетранспортёр

Боевая масса, т   8,7 (8,95 с лебёдкой)

Экипаж, чел.: 2

Десант, чел.: 19

Производитель: Союз Советских Социалистических Республик, Китайская Народная Республика

Годы производства: с 1947 по 1962

Годы эксплуатации: с 1950

Количество выпущенных, шт.: 12 421

Размеры

Длина корпуса, мм      6830

Ширина корпуса, мм   2320

Высота, мм         2410

База, мм     3880

Колея, мм  1720..1742

Клиренс, мм       295

Бронирование

Тип брони:          стальная катаная

Лоб корпуса, мм/град.          13

Борт корпуса, мм/град.        6..10,8

Корма корпуса, мм/град.     9

Днище, мм 4

Крыша корпуса, мм    5..8

Вооружение

Углы ВН, град.  −15..+43

Углы ГН, град.   −85..+85

Дальность стрельбы, км: до 2,3

Пулемёты: 1 х 7,62-мм СГМБ

Подвижность

Тип двигателя: ЗИЛ-123В

Мощность двигателя, л. с.    110

Скорость по шоссе, км/ч      65

Скорость по пересечённой местности, км/ч     20..50

Запас хода по шоссе, км       550

Запас хода по пересечённой местности, км     430

Удельная мощность, л. с./т   12,3

Колёсная формула      6×6

Тип подвески: зависимая рессорная

Преодолеваемый подъём, град.    30

Преодолеваемая стенка, м    0,6

Преодолеваемый ров, м       0,8

Преодолеваемый брод, м     0,8

Модификации

Советский Союз

БТР-152 — базовая модификация.

БТР-152А (1951) — противовоздушный или штурмовой вариант, вооружён спаркой (ЗПТУ-2) или счетверённой установкой (ЗПТУ-4) пулемётов КПВ калибром 14,5 мм.

БТР-152С — командирский вариант.

БТР-152Б (1952) — вариант со смонтированной на носу лебёдкой.

БТР-152В (1955) — вариант на базе узлов и агрегатов опытного автомобиля ЗИС-128 и первых прототипов грузового ЗИЛ-157, с автоподкачкой шин.

БТР-152Д (1955) — вооружён как БТР-152А, но основан на БТР-152В.

БТР-152В1 (1957) — снабжён прибором ночного видения и усовершенствованной системой регулировки давления в шинах (подвод воздуха осуществляется через ступицу колеса).

БТР-152В2 — БТР-152, переделанный в В1.

БТР-152В3 — БТР-152В, переделанный в В1.

БТР-152У — командирский вариант, основанный на БТР-152В1.

БТР-152Е — вооружён как БТР-152А, но основан на БТР-152В1.

БТР-Э152В (в некоторых источниках БТР-E152В) (1957) — экспериментальная версия; вторая пара колёс передвинута к центру для улучшения проходимости.

БТР-152К (1959) — модификация с бронированной крышей. Масса достигла 9 тонн, экипаж сокращён до 2+13.

БТР-152К1 — с бронированной крышей и усовершенствованной системой регулировки давления в шинах (как у БТР-152В1).

 

Китайская Народная Республика

Type-56 — китайская лицензионная копия.

 

Египет

БТР-152 со счетверенной установкой крупнокалиберных пулеметов ДШК чехословацкого производства.

 

ГДР

SPW-152 — немецкая версия БТР-152.

SPW-152, преобразованный в бронированную машину скорой помощи.

SPW-152U — немецкая версия командирского БТР-152.

 

Израиль

БТР-152 ТСМ-20 — израильская противовоздушная установка вооруженная спаркой пушек калибром 20 мм в башне ТСМ-20.

 

Ливан

БТР-152 был изменен ливанскими боевиками. В десантном отделении была размещена зенитная установка ЗУ-23-2.