Танк Т-34-85

АУДИОГИД 023

t-34-85

Т-34-85 - танк периода Великой Отечественной войны. Он был создан в 1939г. в КБ Харьковского паровозостроительного завода под руководством М.И. Кошкина на основе колесно-гусеничного танка А-20 и гусеничного А-32. Два опытных танка Т-34 зимой 1940 г. совершили пробег по маршруту Харьков – Москва, они приняли участие в Параде и танк был принят на вооружение, запущен в производство. Готовить танк к серийному производству пришлось соратникам М.И. Кошкина, т.к. генеральный конструктор после пробега тяжело заболел и 26.09.1940 г. скончался. Посмертно ему была присуждена Государственная премия, а 4 октября 1990 года Указом Президиума Союза СССР присвоено звание Героя Советского Союза.

Изначально танк нес 76-мм пушку, а с 1943 г — 85 мм пушку. Танк Т-34 стал основным средним танком Красной Армии в годы Великой Отечественной войны. В 1943 году, в связи с массовым появлением у немцев новых моделей бронетехники с усиленным бронированием, эффективность 76,2 мм пушек стала резко недостаточной. В сражении на Курской дуге немецкое наступление удалось остановить, при этом основные потери немецкая сторона несла не от огня советских танков, а от действий противотанковой артиллерии, мин и бомбардировочной авиации. Это вынудило искать способы повышения боевых качеств Т-34. После проработки нескольких вариантов в массовое производство в 1944 году был запущен Т-34-85, вооружённый новой пушкой калибра 85 мм. Экипаж увеличился с 4 до 5 человек, танк получил новую башню с усиленным бронированием и более удобную для экипажа и командира. В результате масса выросла на несколько тонн, что привело к незначительному снижению динамических характеристик. Органичное сочетание огневой мощи, броневой защиты (45 мм), подвижности, простота и надежность конструкции, простота  изготовления и ремонта, дизельный мотор обеспечили танку Т-34 репутацию классического лучшего танка в мире периода II Мировой войны.

Т-34 заслужил наилучшие отзывы, как друзей, так и врагов. Генерал-фельдмаршал немецкой армии Клейст заявил, что Т-34 – лучший в мире. «Главный танкист» Вермахта Гудериан отметил, что Т-34 произвел настоящую сенсацию. «Этот русский танк пробивал броню немецких танков с 1,5 – 2 км, тогда как немецкие танки могли поражать русских с расстояния не более 500 м, да и то – в бортовую или кормовую часть Т-34».

Танк прославился в сражениях под Сталинградом, на Курской дуге, в снятии блокады Ленинграда, в штурме
Берлина.

После Второй мировой войны Т-34-85 активно экспортировался во множество стран мира и применялся в ряде военных конфликтов. Танки оставались на вооружении некоторых стран, например, Ирака, до конца XX века.

 

26 октября 2006 года, во время антиправительственных выступлений в Будапеште, демонстрантам удалось запустить двигатели музейных Т-34-85 и БТР-152, и использовать их в столкновениях с полицией.

 

 

Подробнее

 

Т-34-85

T-34-85 — советский средний танк периода Великой Отечественной войны. Принят на вооружение РККА Постановлением ГКО № 5020 сс, от 23.01. 1944 г.

 

Классификация:  средний танк

Боевая масса, т:  32,2

Компоновочная схема:         классическая

Экипаж, чел.:      5

Годы производства:    1943—1958

Годы эксплуатации:     с 1944

Количество выпущенных, шт.:      более 35 000

 

Размеры

Длина корпуса, мм      6100

Длина с пушкой вперёд, мм 8100

Ширина корпуса, мм   3000

Высота, мм         2700

Клиренс, мм       400

 

Бронирование

Тип брони:          стальная катаная гомогенная

Лоб корпуса (верх), мм/град.        45 / 60°

Лоб корпуса (низ), мм/град. 45 / 60°

Борт корпуса (верх), мм/град.       45 / 40°

Борт корпуса (низ), мм/град.         45 / 0°

Корма корпуса (верх), мм/град.    45 / 48°

Корма корпуса (низ), мм/град.      45 / 45°

Днище, мм 20

Крыша корпуса, мм    20

Лоб башни, мм/град.   90

Маска орудия, мм/град.       40

Борт башни, мм/град. 75 / 20°

Корма башни, мм/град.        52 / 10°

Крыша башни, мм       15—20

 

Вооружение

Калибр и марка пушки:        85-мм ЗИС-С-53

Тип пушки:         нарезная

Длина ствола, калибров:      54,6

Боекомплект пушки     56-60

Углы ВН, град.  —5…+22

Прицелы: телескопический шарнирный ТШ-16, перископический ПТК-5, боковой уровень.

Пулемёты: 2 × 7,62-мм ДТ-29

 

Подвижность

Тип двигателя:    V-образный 12-цилиндровый дизельный жидкостного охлаждения с непосредственным впрыском

Мощность двигателя, л. с.    500

Скорость по шоссе, км/ч      55

Скорость по пересечённой местности, км/ч     25

Запас хода по шоссе, км       250

Запас хода по пересечённой местности, км     220

Удельная мощность, л. с./т   15,6

Тип подвески: подвеска Кристи

Удельное давление на грунт, кг/см²        0,83

Преодолеваемый подъём, град.    30

Преодолеваемая стенка, м    0,75

Преодолеваемый ров, м       3,4

Преодолеваемый брод, м     1,3

 

Является завершающей модификацией танка Т-34, образца 1943 г. Новая, просторная, трёхместная орудийная башня разработана с использованием конструктивно-технологических решений, реализованных в опытном танке Т-43. Установка более мощной 85-мм пушки, в сочетании с рядом конструктивных доработок, значительно повысили боевую эффективность танка Т-34-85, по сравнению с предшественником Т-34-76. Новая башня обеспечила увеличение объёма боевого отделения, возможность размещения более мощной 85-мм пушки, лучшее распределение функций между членами экипажа и его защищённость. При незначительно возросшей, благодаря башне, общей бронезащите, (по сравнению с танком Т-34-76), но недостаточной, в сравнении с тяжёлыми танками противника, показатель 1944 года, танк Т-34-85 практически не утратил прежней подвижности и маневренности — главного преимущества среднего танка в поединках с тяжёлыми танками «Тигр» и средними танками «Пантера». Как боевая машина танк Т-34-85 явился классическим примером сочетания конструктивно-технологических решений, в своей совокупности обеспечивших наилучшее соответствие тактико-техническим требованиям, предъявляемым к «крейсерскому» танку в «Переломный период» Второй мировой войны.

Т-34-85 производился в СССР с января 1944 года по 1950 год, до начала массового производства Т-54. По лицензии СССР, 3185 танков этого типа было произведено в Чехословакии в 1952—1958 годах и 1980 танков — в Польше, в 1953—1955 годах.

Всего танков Т-34-85 (с учётом произведенных в ЧССР и ПНР) было выпущено свыше 35 тысяч единиц, а с учётом ранее выпущенных Т-34-76 общий выпуск составил около 70—80 тысяч единиц. Это позволяет утверждать, что танк Т-34 являлся самым массовым танком в мире.

 

С 1944 года Т-34-85 являлся основным средним танком РККА в Великой Отечественной войне, а после её завершения составлял основу танковых войск Советской армии вплоть до середины 1950-х годов, до массового поступления в танковые войска Советской Армии, новейших средних танков Т-54. Официально танк Т-34-85 был снят с вооружения Российской Федерации только в 1993 году. После войны Т-34-85 в значительных количествах поставлялись в ряд государств Европы и Азии, где использовались в вооружённых конфликтах, включая Корейскую и Шестидневную войны и ряд других. По состоянию на 2010 год, Т-34-85 всё ещё состоит на вооружении ряда стран.

 

Причины создания завершающей модификации танка Т-34

В 1942 году, по мере освоения крупносерийного производства и осуществления текущей модернизации танков Т-34-76, с целью снижения трудоёмкости производства и улучшения боевых качеств, ведущее, по танку Т-34, конструкторское бюро завода № 183 приступило к разработке проекта нового среднего танка Т-43.

Проект танка Т-43 разрабатывался в направлении повышения, по сравнению с танком Т-34, боевой живучести за счёт увеличения толщин броневых листов корпуса и башни и боевой эффективности, за счёт увеличения объёма боевого отделения, путём разработки новой, более просторной башни. При разработке проекта уровень унификации узлов и деталей с серийным танком Т-34 составлял 78,5 процентов; конфигурация и габариты корпуса в основном остались такими же, как на Т-34; двигатель, трансмиссия, элементы ходовой части, пушка — такие же, как на Т-34. В то же время в проекте Т-43 были реализованы некоторые конструкторские разработки по довоенному проекту танка Т-34М. В частности, связи с увеличением боевой массы танка Т-43, по сравнению с танком Т-34, была впервые для среднего танка реализована торсионная подвеска опорных катков.

Однако, к середине 1943 г., когда возникла необходимость установить на средний танк Т-43 85-мм пушку (к испытаниям были готовы четыре варианта 85-мм пушки, разработанные для среднего танка), оказалось, что новый танк Т-43 не имеет для этого резерва по увеличению боевой массы. Даже со своей «родной» 76-мм пушкой танк Т-43 весил более 34 тонн. Дальнейшее увеличение массы этого танка приводило к снижению такого важнейшего показателя боевой эффективности как подвижность. Кроме того, переход заводов на крупносерийное производство нового танка неизбежно вызвал бы снижение объёмов производства, что в условиях военного времени сочли недопустимым. Кроме того, торсионная подвеска опорных катков относительно большого диаметра ещё не была достаточно надёжной для условий эксплуатации среднего танк. Из-за этого в КБ завода № 183 решили не создавать новый танк, а модернизировать уже существующую Т-34 до завершающей модификации.

 

Конструкция и компоновка танка Т-34-85

С принятием на вооружение завершающей модификации танка Т-34-85, все серийные танки Т-34, предшествующих выпусков, (образцы 1940÷1943 гг.), получили единое обозначение Т-34-76. В отличие от своего предшественника Т-34-76, Т-34-85, с пушкой С-53 (ЗИС-С-53), имел трехместную башню увеличенного размера (диаметр погона увеличен с 1420 до 1600 мм), что позволило увеличить объём боевого отделения, разместить более мощную пушку, дополнительного члена экипажа и освободить командира танка от роли наводчика, для более эффективного координирования действий экипажа.

Первые танки Т-34-85, постройки завода № 112, «Красное Сормово», с пушкой Д-5Т, имели двухместную башню, несколько отличающуюся конструктивно от башни разработки завода № 183. Пушка Д-5Т занимала много места, что не позволило разместить дополнительного заряжающего.

 

Боевое применение

Великая Отечественная война

Несмотря на ряд очень серьёзных усовершенствований Т-34, его боевые характеристики во второй половине войны нельзя было признать полностью удовлетворительными на фоне улучшения немецких танков и противотанковых средств.

Малоуязвимый в 1941 году для практически любых немецких танков и противотанковых средств (даже в старом варианте, более слабо вооружённом и бронированном), Т-34 в конце войны уже не способен был на равных противостоять тяжёлым немецким танкам и штурмовым орудиям, которые всё же не имели абсолютного преимущества во всех боевых ситуациях. Кроме того они относились к другому классу по массе, дороговизне производства, часто проигрывали в подвижности, не говоря об их количественном недостатке и технологических сложностях конца войны, сказавшихся, например, на качестве их брони. Отсутствие серьёзных изменений в бронировании оставило танк недостаточно защищённым от средств немецких пехотных ПТО заключительного периода войны, естественно, рассчитывавшихся на борьбу с массовым Т-34. Очень серьёзной проблемой стало появление к тому времени реактивных противотанковых гранатомётов, хотя тут можно отметить, что немецкие танки в не меньшей степени страдали от огня американских гранатомётов типа «базуки». В результате в 1945 году примерно 90% попаданий в Т-34 приводило к пробитию брони. Это приходилось компенсировать их массированным и грамотным применением, причем ведущая роль в борьбе с танками противника в значительной мере перешла к тяжелым танкам, таким, как ИС-2, и САУ; тем не менее Т-34, оставаясь советским основным танком, сыграл неоценимую положительную роль во второй половине войны, что отчасти объясняется улучшением управления танковыми войсками, лучше налаженным взаимодействием с другими родами войск, особенно с авиацией, а также очень хорошей мобильностью и остававшимися всё же довольно достойными бронированием и огневой мощью. Не последнюю роль играла и увеличившаяся к этому времени надёжность танка, и, конечно же, массовость производства. К концу войны Т-34 являлся самым многочисленным танком в армии СССР.

Самым успешным танкистом Т-34-85 стал Бочковский Владимир Александрович, на его счету 36 уничтоженных немецких танков.

 

После 1945 года

После Второй мировой войны Т-34-85 активно экспортировался во множество стран мира и применялся в ряде военных конфликтов. Танки оставались на вооружении некоторых стран, например, Ирака, до конца XX века.

Корейская война (1950—1953, Китай, Северная Корея). Война в Корее стала настоящим испытанием для экипажей Т-34, которым пришлось действовать в условиях господства в воздухе авиации противника, против хорошо оснащенных противотанковыми средствами американских частей армии и морской пехоты. Наиболее интенсивно северо-корейские Т-34-85 применялись в первые два месяца войны, но после понесенных потерь их участие в боях отмечалось редко и только небольшими группами в 3-4 танка. За весь период войны произошло 119 танковых боев, из которых 104 провели танки Армии США и ещё 15 танкисты КМП США. В ходе этих боев северо-корейским танкистам на Т-34-85 удалось подбить 34 американских танка (16 M4A3E8 «Шерман», 4 M24 «Чаффи», 6 M26 «Першинг» и 8 M46 «Паттон»), 15 из которых были потеряны безвозвратно. В свою очередь американцы претендуют на подбитие в танковых боях 97 Т-34-85.

Значительные потери северо-корейским Т-34-85 нанесла американская авиация. На фоне этого факта неожиданным выглядит случай произошедший 3-го июля 1950 года, когда четверка реактивных истребителей-бомбардировщиков F-80C «Шутинг Стар», ведомая командиром 80-й ибаэ майором Амосом Слудером отправилась в район Пъёнгё-Ри для атаки вражеской техники двигающейся к линии фронта. Обнаружив колонну из примерно 90 автомашин и танков американцы пошли в атаку, применив с малой высоты неуправляемые ракеты и огонь бортовых 12.7-мм пулеметов. Неожиданный ответ последовал от северо-корейских Т-34, которые открыли по низколетящим самолетам огонь из 85-мм орудий. Удачно выпущенный снаряд разорвался перед самолетом ведущего и осколками повредил топливные баки, на борту возник пожар. Шедший ведомым капитан Верне Петерсон сообщил майору Слудеру по радио: — «Босс, ты горишь! Тебе лучше прыгать». В ответ командир попросил указать направление на Юг, куда он собирался продолжать тянуть, но в этот же момент самолет разрушился и горящим факелом упал на землю. Майор Амос Слудер стал первым летчиком 5-го воздушного флота, погибшим в боевых действиях на Корейском полуострове.

Суэцкий кризис (1956, Египет). Египетские Т-34-85 использовались во время Суэцкой войны 1956 года. В ходе операции «Кадет» израильтяне в числе других уничтожили 27 «тридцатьчетверок», потеряв 30 «Шерманов» и лёгких АМХ-13.

Венгерское восстание (1956, СССР, повстанцы)

Война во Вьетнаме (1957—1975, Северный Вьетнам). В незначительных количествах применялись в Лаосе и Южном Вьетнаме. Встреч Т-34-85 с американскими подразделениями не зафиксировано.

Операция в заливе Свиней (1961, кубинская армия). Кубинские Т-34-85 участвовали в боях в заливе Свиней в 1961 году. Войска вторжения обладали 10 танками M41 и 20 бронеавтомобилями M8. Высадка началась 17 апреля, к полудню к месту высадки выдвигались пехотный полк, танковый батальон и дивизион 122-мм гаубиц. Фидель Кастро прибыл на позиции для непосредственного руководства войсками. Вечером «милисианос» при поддержке нескольких подоспевших танков Т-34-85 попытались выдвинуться в направлении Плайя-Ларга. Не имея возможности развернуться на заболоченной местности, танки двигались колонной по шоссе, мешая друг другу вести огонь. «Гусанос» подпустили их поближе и подбили головную «тридцатьчетверку» из трёх «базук». Кубинцы отступили. 18 апреля, после артподготовки кубинская армия пошла в наступление. К 10.30 утра они взяли Плайя-Ларга и вышли на берег, где атаковали пытавшиеся приблизиться к берегу десантные катера. 19 апреля в 17.30 кубинцы взяли штурмом поселок Плайя-Хирон — последний пункт обороны «бригады 2506». Первой в поселок вошла рота танков Т-34-85, в головной машине находился сам Фидель Кастро, лично руководивший атакой. В Плайя-Хироне были подбиты последние два «Бульдога» контрреволюционеров. За всю операцию был потерян только один Т-34-85.

Военный переворот 1962 года в Йемене (1962, силы республиканцев). 26-го сентября 1962 года 6 танков Т-34-85 были использованы «Свободными офицерами» для блокады резиденции имама Мохаммеда Аль-Бадра. Взяв дворец Башаяр в полукольцо танки начали обстрел верхних этажей здания, вызвав пожар. Спустя десять часов осады гарнизон дворца и семья имама бежали, используя потайной выход из подвального помещения. Ещё 20 танков Т-34-85 заняли позиции на столичной площади Шарар, для предотвращения возможных действий монархистов.

Шестидневная война (1967, Египет, Сирия). Египет потерял 251 Т-34-85, что составило почти треть всех его танковых потерь.

Турецкое вторжение на Кипр (1974, греки-киприоты). Один батальон в составе 32 киприотских Т-34-85 противостоял турецкой армии вторжения, поддерживаемой около 200 танками M47/48. Из 32 «тридцатьчетвёрок», лишь 22 были в боеспособном состоянии. 20 июля киприотские Т-34-85 из засады уничтожили два БТР M113 из колонны турецкой бронетехники. После этого они начали контратаку, в которой они уничтожили два противотанковых орудия, потеряв один танк, пораженный из гранатомёта. 15 августа три киприотских «тридцатьчетёрки» были брошены во время турецкой атаки из-за неисправных двигателей. Ночью следующего дня, возле Никосии, произошло единственное столкновение между «тридцатьчетёрками» и «Паттонами», один M47 был уничтожен огнём Т-34-85. Общие потери в ходе конфликта составили около 12 танков Т-34-85, включая брошенные.

Гражданская война в Анголе (1975—2002, правительственная армия)

Гражданская война в Афганистане (1978—1992, правительственная армия, моджахеды)

Китайско-вьетнамская война (1979, Вьетнам)

Ливанская война (1982, Организация освобождения Палестины)

Война в Хорватии (1991-1995) (1991—1995, Хорватия). Зафиксирован случай уничтожения хорватским Т-34-85 сербского танка Т-55.

Боснийская война (1992—1995, боснийские сербы).