ПТ-76

АУДИОГИД 050

ПТ-76 (плавающий танк)

 pt-76

ПТ-76   — советский лёгкий плавающий танк. Принят на вооружение в 1951 году. За время серийного производства, с 1951 по 1967 год, неоднократно модернизировался, всего было выпущено 3039 штук  ПТ-76, а также ряд машин на его базе. Танк состоял на вооружении Советской Армии, однако впоследствии был в основном заменён БМП. Тем не менее, до 100 танков этого типа по состоянию на 2004 год состояло на вооружении вооружённых сил России. Около 2000 ПТ-76 были поставлены на экспорт, в ряд стран, в некоторых из которых он послужил основой для выпуска собственных модернизированных версий. По состоянию на начало 2008 года, всё ещё остаётся на вооружении в ряде стран.

В предшествовавшие Второй мировой войне годы в СССР был накоплен значительный опыт разработки плавающих танков. С началом Великой Отечественной войны работы по ним, как и производство уже разработанных образцов, были прекращены, так как перед конструкторами встали более важные задачи. На 1941 год СССР обладал крупнейшим в мире парком плавающих танков, но в последовавших боях начального периода войны подавляющее большинство из них было потеряно. В результате к началу продвижения советских войск на запад в 1943 году Красная Армия осталась лишь с относительно небольшим парком устаревших и отличавшихся невысокой надёжностью машин, чьи боевые возможности явно не соответствовали требованиям армии.

 

После окончания войны проблема отсутствия на вооружении Советской Армии амфибийной техники всё ещё оставалась острой. В случае возможного конфликта с Западом основным театром военных действий считалась Центральная Европа, которая, с её значительным количеством водных преград, доставила бы немало сложностей советским войскам. В связи с этим, уже к концу 1940-х годов, был разработан и принят на вооружение целый ряд как возимых переправочных средств, так и плавающих автомобилей и транспортёров.

Боевое применение

Боевой дебют ПТ-76 состоялся в начале 1968 года. 26 января северовьетнамские танки ПТ-76 из 3-й роты 198-го танкового батальона при поддержке 24-го пехотного полка атаковали опорный пункт Тей-Мей. Гарнизон южновьетнамских войск был быстро уничтожен.

Первое крупное столкновение вьетнамских танков с американскими состоялось 3 марта 1969 года. Индийские ПТ-76 участвовали в войне с Пакистаном в 1971 году. Практически все части, вооружённые ПТ-76, были сосредоточены против пакистанской группировки в Восточной Бенгалии. Плавающие танки как нельзя лучше подходили для действий в дельте Ганга. Танки ПТ-76 участвовали также в войне «Судного дня» с обеих сторон.

 

подробнее

 

 

 

 

 

 

 

ТАНК ПТ-76

 

Классификация: лёгкий плавающий танк

Боевая масса, т: 14,5

Компоновочная схема:         классическая

Экипаж, чел.: 3

Годы производства: 1951—1967

Годы эксплуатации: с 1951

Количество выпущенных, шт.: 3039

Длина корпуса, мм      6910

Длина с пушкой вперёд, мм 7625

Ширина корпуса, мм   3140

Высота, мм         2195

База, мм     4080

Колея, мм  2740

Клиренс, мм 370

Бронирование

Тип брони:          стальная катаная гомогенная высокой твёрдости

Лоб корпуса (верх), мм/град.        10 / 80°

Лоб корпуса (середина), мм/град. 10 / 45°

Лоб корпуса (низ), мм/град. 10 / 45—90°

Борт корпуса (верх), мм/град.       10 / 0°

Борт корпуса (низ), мм/град.         8 / 0°

Корма корпуса (верх), мм/град.    6 / 0°

Корма корпуса (середина), мм/град.      6 / 45°

Корма корпуса (низ), мм/град.      6 / 45—90°

Днище, мм 5

Крыша корпуса, мм    6 / 85—90°

Лоб башни, мм/град.   15 / 35°

Борт башни, мм/град. 15 / 35°

Корма башни, мм/град.        10 / 35°

Крыша башни, мм       6

 

Вооружение

Калибр и марка пушки:        76-мм Д-56Т

Тип пушки: нарезная пушка

Боекомплект пушки: 40

Углы ВН, град.  −4…+30°

Углы ГН, град.   360°

Дальность стрельбы, км: до 12

Прицелы: телескопический ТШК-66

Пулемёты: 1 × 7,62-мм СГМТ

 

Подвижность

Тип двигателя: В-6

Мощность двигателя, л. с.    240

Скорость по шоссе, км/ч      44

Скорость по пересечённой местности, км/ч 20—25 (10,2 на плаву)

Запас хода по шоссе, км       240—260

Запас хода по пересечённой местности, км 180—210 (60—70 на плаву)

Удельная мощность, л. с./т   17,1

Тип подвески:     индивидуальная торсионная

Удельное давление на грунт, кг/см²        0,5

Преодолеваемый подъём, град.    38°

Преодолеваемая стенка, м    1,1

Преодолеваемый ров, м       2,8

Преодолеваемый брод, м     плавает

 

ПТ-76 (Объект 740) — советский лёгкий плавающий танк. Принят на вооружение в 1951 году. За время серийного производства, с 1951 по 1967 год, неоднократно модернизировался, всего было выпущено 3039 ПТ-76, а также ряд машин на его базе. Танк состоял на вооружении Советской Армии, однако впоследствии был в основном заменён БМП. Тем не менее, до 100 танков этого типа по состоянию на 2004 год состояло на вооружении вооружённых сил России. Около 2000 ПТ-76 были поставлены на экспорт, в ряд стран, в некоторых из которых он послужил основой для выпуска собственных модернизированных версий. По состоянию на начало 2008 года, всё ещё остаётся на вооружении в ряде стран.

 

История создания

Предпосылки к созданию ПТ-76

В предшествовавшие Второй мировой войне годы в СССР был накоплен значительный опыт разработки плавающих танков. С началом Великой Отечественной войны работы по ним, как и производство уже разработанных образцов, были прекращены, так как перед конструкторами встали более важные задачи. На 1941 год СССР обладал крупнейшим в мире парком плавающих танков, но в последовавших боях начального периода войны подавляющее большинство из них было потеряно. В результате к началу продвижения советских войск на запад в 1943 году Красная Армия осталась лишь с относительно небольшим парком устаревших и отличавшихся невысокой надёжностью машин, чьи боевые возможности явно не соответствовали требованиям армии.

Помимо этого, в 1944—1945 годах советские войска испытывали значительную потребность в переправочных средствах для преодоления многочисленных водных преград во время наступления по Восточной Европе. Однако самоходные переправочные средства собственного производства отсутствовали, а ещё сохранившиеся в частях плавающие танки довоенной постройки для этой цели не годились, поскольку из-за невысокой плавучести они не могли принимать на себя дополнительную нагрузку. Всё это приводило к тому, что солдатам Красной Армии до прибытия не поспевавших за темпом наступавших войск возимых понтонных мостов приходилось использовать для переправы подручные средства, обычно исключавшие перевозку сколько-нибудь тяжёлого вооружения. Это существенно замедляло темпы наступления и приводило к повышенным потерям.

После окончания войны проблема отсутствия на вооружении Советской Армии амфибийной техники всё ещё оставалась острой. В случае возможного конфликта с Западом основным театром военных действий считалась Центральная Европа, которая, с её значительным количеством водных преград, доставила бы немало сложностей советским войскам. В связи с этим, уже к концу 1940-х годов, был разработан и принят на вооружение целый ряд как возимых переправочных средств, так и плавающих автомобилей и транспортёров. Разработка амфибийной бронетехники шла, однако, не столь успешно. Сразу по окончании войны было разработано техзадание на создание плавающих танка и бронетранспортёра с максимальной степенью унификации. Танк должен был быть вооружён 76-мм пушкой, и вдобавок должен быть способен перевозить на плаву десант из 20 человек на броне. Разработанный заводом «Красное Сормово» в 1946—1948 годах танк Р-39, схожий по конструкции с плавающими танками довоенной разработки, отличался слабым бронированием и показал на испытаниях недостаточные надёжность, скорость на воде и запас плавучести, что привело к прекращению работ над ним.

 

Объект 740

Разработка нового плавающего танка постановлением от 15 августа 1949 года была поручена двум конструкторским бригадам ВНИИ-100, находившимся в Ленинграде и Челябинске. Параллельно должны были разрабатываться максимально унифицированные между собой плавающий танк, получивший обозначение Объект 740 и плавающий бронетранспортёр Объект 750, позднее ставший БТР-50. Согласно уточнённому техническому заданию, танк должен был иметь массу в 13—14 тонн, вооружение из 76-мм пушки с боекомплектом в 40 снарядов и бронирование до 10 мм. Двигатель В-6 должен был обеспечивать танку скорость в 40 км/ч на суше и 10 км/ч на плаву. Уже к концу 1950 года конструкторское бюро было обязано предоставить опытный образец танка на испытания.

В качестве движителя танка на плаву рассматривались на этот раз различные варианты, но в результате выбран был водомётный движитель. Главным конструктором танка стал Н. Ф. Шашмурин. Однако у водомётного движителя нашлось немало противников, и в результате на московском ВРЗ № 2 была начата разработка альтернативного проекта, использовавшего в качестве движителя гребные винты по образцу более ранних разработок. Тем временем, работы по объекту 740 продвигались успешно, и при проектировании танка были учтены многие недостатки его предшественников. Опытные образцы танка и бронетранспортёра были закончены весной 1950 года и уже к июню того же года поступили на государственные испытания. К тому времени были закончены и образцы ВРЗ № 2 — танк К-90 и бронетранспортёр К-78.

 

Сравнительные испытания объекта 740 и К-90 были проведены с 5 по 29 июля 1950 года. На испытаниях объект 740 показал значительно лучшую проходимость, чем К-90. Приёмной комиссией также было отмечено, что по целому ряду параметров, — в частности, по толщине брони, удельному давлению на грунт, скорости на суше и запасу хода, — новый танк даже существенно превосходит выданные заданием требования. В заключении государственной комиссии говорилось:

Установленный на предъявленном плавающем танке ряд конструктивно новых агрегатов и узлов, ранее не применявшихся на плавающих танках, как то: водомётные движители, эжекционная система охлаждения, воздухоочистка с автоматическим удалением пыли, гидравлические амортизаторы и др., обеспечивает следующие преимущества:

а) Водомётные движители обеспечивают хорошую скорость и маневренность на плаву и высокую проходимость по водоёмам, заросшим кустарником, камышом и различными водорослями. Низкое удельное давление гусениц на грунт (0,44 кг/см²) позволяет танку преодолевать сильно заболоченные участки, а при наличии воды может быть дополнительно использована тяга, создаваемая водомётами.

Испытания водомётов в условиях, когда через водомётные трубы транспортировалось значительное количество гальки, подтвердило надёжность работы и конструктивную прочность всей водомётной установки.

б) Эжекционная система охлаждения, в отличие от вентиляторной, потребляет значительно меньшую мощность, имеет малые габариты, проста по конструкции и обслуживанию.

в) Установка гидроамортизаторов при наличии индивидуальной торсионной подвески обеспечивает высокую плавность хода, что повышает среднюю скорость движения и меткость стрельбы с ходу.

г) Проведённые в процессе испытаний форсированные марши до 510 км, а также безостановочные и ночные марши подтверждают способность плавающих танков совершать длительные, напряжённые марши с высокими средними скоростями движения.

В результате 6 августа 1951 года постановлением Совета министров СССР объект 740 был принят на вооружение Советской Армии под обозначением ПТ-76 (плавающий танк с 76-мм орудием).

 

Боевое применение

Боевой дебют ПТ-76 состоялся в начале 1968 года. 26 января северовьетнамские танки ПТ-76 из 3-й роты 198-го танкового батальона при поддержке 24-го пехотного полка атаковали опорный пункт Тей-Мей. Гарнизон южновьетнамских войск был быстро уничтожен. 6 февраля 16 ПТ-76, поддерживаемые двумя батальонами пехоты, атаковали укреплённый пункт Лонг-Вей — лагерь специальных сил армии США, находившийся недалеко от лаосской границы. В ходе боя выяснилось, что американские противотанковые гранатомёты M72 LAW оказались совершенно бесполезными против, казалось бы, слабо защищённых ПТ-76. Водоизмещающий корпус большого размера создавал эффект, близкий к эффекту разнесённой брони. Укреплённый пункт был уничтожен, причём в завершение атаки один из ПТ-76 въехал на крышу большого блиндажа и раздавил его. Вьетнамцы потеряли в этом бою шесть танков.

Первое крупное столкновение вьетнамских танков с американскими состоялось 3 марта 1969 года. 4-й батальон 202-го танкового полка силами 12 танков ПТ-76 и нескольких бронетранспортёров БТР-50ПК атаковал американский лагерь Бен-Хет. Целью атаки было уничтожение позиций батареи 175-мм самоходных пушек М107. Головной ПТ-76 подорвался на мине, но его экипаж продолжал вести по противнику пушечный огонь. Остальные танки были встречены взводом М48 «Паттон» 69-го танкового полка армии США и двумя зенитными самоходками М42. Один M48 был поражён в башню снарядом ПТ-76. Другой «Паттон» ответным огнём уничтожил один танк вьетнамцев. Атака захлебнулась после потери двух ПТ-76 и одного БТР-50ПК.

Индийские ПТ-76 участвовали в войне с Пакистаном в 1971 году. Практически все части, вооружённые ПТ-76, были сосредоточены против пакистанской группировки в Восточной Бенгалии. Плавающие танки как нельзя лучше подходили для действий в дельте Ганга.

9 декабря рота из 1-го отдельного эскадрона с гуркскими стрелками на броне прорвалась к докам порта Чандпур. В это время по реке Мегхне в направлении Дакки двигались три речные канлодки с 450 солдатами. ПТ-76 открыли огонь. Все три канлодки были потоплены, погибли 180 пакистанских солдат.

Днём позже на другом участке фронта ПТ-76 69-го танкового полка, опять-таки с гуркской пехотой на броне, совершали обходной маневр. Пройдя 55 км по заболоченным джунглям, форсировав несколько рек, они неожиданной атакой 12 декабря заняли г. Богра. Во время штурма огнём 76-мм пушек были уничтожены танк М24 «Чаффи» и два безоткатных орудия. За две недели боёв было уничтожено и повреждено 13 индийских танков ПТ-76. Пакистанцы потеряли 66 танков М24 «Чаффи».

Египетские ПТ-76 участвовали в войне 1967 года. Они использовались не по назначению и без особого успеха. В результате боёв 29 ПТ-76 были подбиты или брошены. Несколько десятков плавающих танков и бронетранспортёров были введены в строй Армии обороны Израиля. На этих машинах заменили двигатели, установили американские пулемёты и новые радиостанции.

Танки ПТ-76 участвовали с обеих сторон в войне Судного дня 1973 года. Ночью 16 октября израильские ПТ-76 начали операцию, которая стала переломным моментом в ходе войны. 7 танков и 8 БТР-50П с мотопехотой из состава 11-й резервной танковой бригады полковника Ела Гонена переправились в северной части Большого Горького озера на его западный берег и захватил плацдарм в районе станции Абу-Султан. В течение двух последующих суток израильские войска наносили удары по правофланговым частям 2-й египетской армии, тесня их к каналу. К концу 18 октября для поддержки десанта было переброшено до 200 танков. Утром 19 октября войска, находившиеся на плацдарме, перешли в решительное наступление. Его особенностью стало широкое применение танков мелкими группами (до роты с мотопехотой и ПТУР на БТР). Действуя на широком фронте, они находили слабые места в обороне египетских войск и прорывались в тыл. Лёгкие танки ПТ-76 на большой скорости выходили к позициям ЗРК и РЛС и, уничтожая их, способствовали успешным действиям авиации. К исходу 20 октября на плацдарме находились три бронетанковые и две механизированные бригады Армии обороны Израиля, которые к концу дня 21 октября расширили плацдарм по фронту до 30 км и 20 км в глубину и продолжали наступление.