Танк Т-80

Аудиогид 049

t-80

Т-80 — основной боевой танк, производимый СССР. Первый в мире серийный танк с единой газотурбинной силовой установкой. На вооружении армии СССР с 1976 года. Первые серийные образцы, разработанные СКБ-2 на базе Т-64, выпускались на Кировском заводе в Ленинграде. Кроме России находится на вооружении: Украины, Белоруссии, Южной Кореи, Узбекистана, Кипра и Пакистана. Танк Т-80У выпускался на заводе «Омсктрансмаш» в Омске, а танк Т-80УД выпускался на заводе имени Малышева в Харькове, модификация которого танк Т-84 и БМ «Оплот».

Наиболее известные эпизоды боевого применения

Расстрел Белого дома в 1993 году. Утром 4 октября 1993 года шесть танков Т-80УД 12-го гвардейского танкового полка 4-й гвардейской Кантемировской танковой дивизии выдвинулись на Калининский мост напротив «Белого дома» — здания Верховного Совета Российской Федерации. Около 12 часов дня танки открыли огонь. Было выпущено 12 снарядов калибра 125 мм: 2 бронебойно-подкалиберных и 10 осколочно-фугасных. После обстрела танки переместились на набережную Тараса Шевченко, где и находились до конца дня.

Первая чеченская война (1994—1996)

 

А вот такую оценку танку Т-80 дал бывший министр обороны Сирии Мустафа Тлас:

Советский Т-80 — ответ Москвы на «Леопард-2». Он не только равен германской машине, но и значительно превосходит ее. Как солдат и специалист по танкам, я считаю Т-80 лучшим танком в мире.

 

 

 

Подробнее

 

ТАНК Т-80

 

 

 

 

Классификация:  основной боевой танк

Боевая масса, т   Т-80: 42,0 Т-80У: 46,0

Компоновочная схема:         классическая

Экипаж, чел. 3

Разработчик       ЛКЗ

Производитель   СССР, Россия, Украина

Годы производства: 1976—1998

Годы эксплуатации: с 1976

Количество выпущенных, шт. более 10 000

Размеры

Длина корпуса, мм      6982

Длина с пушкой вперёд, мм 9654

Ширина корпуса, мм   3525

Высота, мм         2193

Клиренс, мм       450

Бронирование

Тип брони:          катаная и литая стальная и комбинированная, противоснарядная динамическая защита  Контакт-1, Контакт-5

Вооружение

Калибр и марка пушки:        125-мм 2А46-1

Тип пушки: гладкоствольная пушка

Длина ствола, калибров: 48

Боекомплект пушки: Т-80: 38 Т-80У: 42

Углы ВН, град.   −5…+14°

Дальность стрельбы, км ПТУР: 5,0  БОПС: 3,7

Прицелы: оптический прицел-дальномер ТПД-2-49, перископический ночной ТПН-3-49

Пулемёты: 1 × 12,7-мм НСВТ, 1 × 7,62-мм ПКТ

Подвижность

Тип двигателя: ГТД-1000Т

Мощность двигателя, л. с. Т-80: 1000, Т-80БВ: 1100, Т-80У: 1250

Скорость по шоссе, км/ч Т-80: 65, Т-80У: 70

Скорость по пересечённой местности, км/ч Т-80: 50, Т-80У: 60

Запас хода по шоссе, км       350

Запас хода по пересечённой местности, км      250

Удельная мощность, л. с./т   Т-80: 23,5 Т-80У: 27,1

Тип подвески: индивидуальная торсионная

Удельное давление на грунт, кг/см²        0,84

Преодолеваемый подъём, град.     32°

Преодолеваемая стенка, м    1,0

Преодолеваемый ров, м       2,85

Преодолеваемый брод, м 1,2 (1,8 с предварительной подготовкой; 5,0 с ОПВТ)

 

Т-80 — основной боевой танк, производимый СССР. Первый в мире серийный танк с единой газотурбинной силовой установкой. На вооружении армии СССР с 1976 года. Первые серийные образцы, разработанные СКБ-2 на базе Т-64, выпускались на Кировском заводе в Ленинграде. Кроме России находится на вооружении: Украины, Белоруссии, Южной Кореи, Узбекистана, Кипра и Пакистана. Танк Т-80У выпускался на заводе «Омсктрансмаш» в Омске, а танк Т-80УД выпускался на заводе имени Малышева в Харькове, модификация которого танк Т-84 и БМ «Оплот».

 

История

Первый «кировский» газотурбинный танк нового поколения, «объект 219 сп 1», изготовленный в 1969 году, внешне был подобен опытному харьковскому газотурбинному Т-64Т. На машине был установлен двигатель ГТД-1000Т мощностью 1000 л. с., разработанный НПО им. В. Я. Климова. Следующий «объект 219 сп 2» — уже значительно отличался от исходного Т-64: испытания первого прототипа показали, что установка нового, более мощного двигателя, возросшая масса и изменившиеся динамические характеристики танка требуют внесения существенных изменений в ходовую часть. Потребовалась разработка новых ведущих и направляющих колёс, опорных и поддерживающих катков, гусениц с обрезиненными беговыми дорожками, гидравлических амортизаторов и торсионных валов с улучшенными характеристиками. Была изменена и форма башни. От Т-64А сохранились пушка, боеприпасы, механизм заряжания (отличный от автомата заряжания, стоящего на Т-72 и его модификациях), отдельные узлы и системы, а также элементы бронезащиты.

 

Наиболее известные эпизоды боевого применения

Расстрел Белого дома в 1993 году. Утром 4 октября 1993 года шесть танков Т-80УД 12-го гвардейского танкового полка 4-й гвардейской Кантемировской танковой дивизии выдвинулись на Калининский мост напротив «Белого дома» — здания Верховного Совета Российской Федерации. Около 12 часов дня танки открыли огонь. Было выпущено 12 снарядов калибра 125 мм: 2 бронебойно-подкалиберных и 10 осколочно-фугасных. После обстрела танки переместились на набережную Тараса Шевченко, где и находились до конца дня.

Первая чеченская война (1994—1996)

 

Оценка машины

Карцев Л. Н. «Воспоминания Главного конструктора танков»:

В середине 1976 г. член ЦК КПСС, главный конструктор Кировского завода в Ленинграде Н. С. Попов сумел убедить руководство страны принять на вооружение Советской Армии далеко не лучший танк Т-80. Прежде всего, обладая по сравнению с серийными танками Т-64А и Т-72 одинаковым вооружением, защищенностью и маневренностью, Т-80 имел (по результатам войсковых испытаний) значительно больший (в 1,6—1,8 раза) километровый расход топлива и, несмотря на увеличенное количество возимого топлива, — меньший на 25—30 % запас хода. В танке Т-80 использовано менее удачное, чем у Т-72, боевое отделение от танка Т-64А с вертикальной укладкой выстрелов, что в боевых условиях снижает живучесть танка и практически делает невозможным прямое общение экипажа с механиком-водителем и его эвакуацию в случае ранения. В этом танке применена несовершенная ходовая часть и т. д. В целом, танк Т-80 сложнее, дороже и ненадежнее танка Т-64А, не говоря уже о Т-72.

 

Существуют также противоположные оценки данного танка.

В. И. Козишкурт, генеральный директор ОАО «Спецмаш», А. С. Ефремов, председатель совета директоров ОАО «Спецмаш». «Независимое военное обозрение»:

К сожалению, еще можно встретить в печати утверждения о том, что для танкового ГТД предъявляются «сверхвысокие требования к очистке воздуха, поступающего в камеру сгорания двигателя». Это, мягко говоря, не так. Для ГТД танка Т-80 допустимый коэффициент пропуска пыли почти в 10 раз выше, чем у дизельных двигателей.

Основой борьбы с пылью явился комплекс взаимосвязанных и в то же время самостоятельных инженерных решений: применение ВЗУ — воздухозаборного устройства, пылегасящих щитков, специального веерного выхлопа, инерционного воздухоочистителя и виброочистки с пылесдувом. Все эти ноу-хау позволили танку в любых, самых тяжелых условиях пустынь и бездорожья не бояться пыли, а, главное, не обслуживать за всю эксплуатацию танка воздухоочиститель. Испытания в жесточайших условиях пустыни Кара-Кум подтвердили это.

Оперативная готовность танка Т-80 при температуре минус 40 градусов составляет не более 3 минут. Быстрота и надежность пуска двигателя в любых климатических условиях, определяющая техническую готовность, является одним из важнейших требований боевой готовности танка. Надо сказать, что пуск дизельного двигателя при низких температурах представляет собой сложную и достаточно продолжительную операцию. Для облегчения пуска поршневых двигателей вынуждены применить целый набор средств для облегчения этого процесса: подогрев воздуха на впуске, предпусковой подогрев и т. п. Несмотря на это, готовность танков с дизельными двигателями при низких температурах доходит до 30—40 минут и более.

Двигатель не заглохнет, если даже танк упрется в каменную стену, так как силовая турбина ГТД, передающая крутящий момент на трансмиссию, не имеет механической связи с турбокомпрессорами, точнее, имеет только через газовый тракт. Эта особенность танка Т-80 придает ему несравненные, отличные от собратьев свойства по проходимости, плавности хода при стрельбе, преодоления препятствий и, наконец, по незаглохаемости.

 

 

А вот такую оценку танку Т-80 дал бывший министр обороны Сирии Мустафа Тлас:

Советский Т-80 — ответ Москвы на «Леопард-2». Он не только равен германской машине, но и значительно превосходит ее. Как солдат и специалист по танкам, я считаю Т-80 лучшим танком в мире.