Танк Т-55

АУДИОГИД 046

t-55

Т-55 — советский средний танк. Создан на базе танка Т-54. Производился с 1958 по 1979 год. Танк и его модификация Т-55А широко экспортировались и находятся на вооружении многих стран мира. В западных источниках Т-54 и Т-55 часто упоминаются как Т-54/55. Стал первым боевым танком в наличии в войсках, получившим комплекс активной защиты (Дрозд).

Работы по созданию танка на базе среднего танка Т-54Б были начаты в 1957 году на Заводе № 183 в инициативном порядке под руководством Л. Н. Карцева. При создании танка был использован весь задел конструктивных решений, полученный при модернизации Т-54.

 

Главное усовершенствование заключалось в установке полноценной системы противоатомной защиты со счётчиком рентгеновского излучения. Среди других усовершенствований:

  1. Установка термодымовой аппаратуры, создававшей дымовую завесу путём впрыска топлива в выхлопной коллектор.
  2. Установка баков-стеллажей, что позволило увеличить боекомплект к пушке с 34 до 43 выстрелов, а также увеличить ёмкость топливных баков.
  3. Замена воздушных баллонов воздушным компрессором для более надежного пуска двигателя, сохранения ресурса аккумуляторных батарей и исключения необходимости заменять отработанные воздушные баллоны на заряженные.
  4. Автоматическая система пожаротушения «Роса».
  5. Повышение мощности двигателя на 60 л.с.
  6. Гидропневмоочистка смотрового прибора механика-водителя и планетарный бортовой редуктор.
  7. В отличие от Т-54 на новом танке не устанавливался зенитный пулемёт ДШКМ, так как при возросших скоростях самолётов и (как ожидалось) применении ядерного оружия он был не эффективен. В конце 1960-х, когда появились ударные противотанковые вертолёты, зенитный пулемёт вернули.
  8. Система подачи выстрелов — полуавтоматическая. Выстрел подаётся на уровень казенника и затем вручную досылается в казенник. Аналогично на танке Меркава 2.

 

Начиная с 1960 года на выпускаемых танках Т-55 устанавливались:

  1. дублирующий гидропневматический привод управления 19-дисковым главным фрикционом
  2. призменный прибор у наводчика
  3. воздушно-жидкостная система очистки смотровых приборов механика-водителя.

подробнее

 

ТАНК Т-55

 

Классификация: средний танк

Боевая масса, т:  36,0

Компоновочная схема:         классическая

Экипаж, чел.: 4

Производитель: Союз Советских Социалистических Республик, Польша

Румыния, Чехословакия

Годы производства: 1958—1979

Годы эксплуатации: с 1958

Количество выпущенных, шт.: 23 600

 

Размеры

Длина корпуса, мм: 6200

Длина с пушкой вперёд, мм: 9000

Ширина корпуса, мм: 3270

Высота, мм: 2350

База, мм: 3840

Колея, мм: 2640

Клиренс, мм: 425

Бронирование

Тип брони: стальная катаная и литая

Лоб корпуса (верх), мм/град.        100 / 60°

Лоб корпуса (низ), мм/град. 100 / 55°

Борт корпуса (верх), мм/град.       60 / 60°

Борт корпуса (низ), мм/град.         80 / 0°

Корма корпуса (верх), мм/град. 30 / 60°

Корма корпуса (середина), мм/град. 45 / 17°

Корма корпуса (низ), мм/град. 20 / 70°

Днище, мм 20

Крыша корпуса, мм 15—30

Лоб башни, мм/град. 200 / 0°

70 / 52°[2]

Борт башни, мм/град. 160 / 0° 115 / 45°

Корма башни, мм/град.        65 / 0° 50 / 45°

Крыша башни, мм 30

 

Вооружение

Калибр и марка пушки:        100-мм Д-10Т2С

Тип пушки: нарезная пушка

Длина ствола, калибров: 56

Боекомплект пушки: 43

Углы ВН, град.: −5…+18

Углы ГН, град.: 360

Дальность стрельбы, км: 0,02—14,6

Прицелы: ТШ2Б-32П, ТПН-1-22-11

Пулемёты: 1 × 12,7-мм ДШКМ, 2 × 7,62-мм СГМТ

 

Подвижность

Тип двигателя: В-55

Мощность двигателя, л. с.: 580

Скорость по шоссе, км/ч: 50

Скорость по пересечённой местности, км/ч: 22—27

Запас хода по шоссе, км: 485—500

Запас хода по пересечённой местности, км: 290—320

Удельная мощность, л. с./т: 16,1

Тип подвески: индивидуальная торсионная

Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,81

Преодолеваемый подъём, град.: 32

Преодолеваемая стенка, м: 0,8

Преодолеваемый ров, м       : 2,7

Преодолеваемый брод, м: 1,4 (5 с ОПВТ)

 

История

Т-55 — советский средний танк. Создан на базе танка Т-54. Производился с 1958 по 1979 год. Танк и его модификация Т-55А широко экспортировались и находятся на вооружении многих стран мира. В западных источниках Т-54 и Т-55 часто упоминаются как Т-54/55. Стал первым боевым танком в наличии в войсках, получившим комплекс активной защиты (Дрозд).

Работы по созданию танка на базе среднего танка Т-54Б были начаты в 1957 году на Заводе № 183 в инициативном порядке под руководством Л. Н. Карцева. Работы велись параллельно с организацией серийного производства Т-54Б. Машина получила обозначение «Объект 155». При создании танка был использован весь задел конструктивных решений, полученный при модернизации Т-54. Первые опытные образцы, а также первая серийная партия были изготовлены с использованием башен танка Т-54Б. В 1957 году были изготовлены два опытных образца. В период с зимы 1957 года до весны 1958 года, машины прошли государственные испытания. После чего, 8 мая 1958 года постановлением Совета министров СССР № 493-230 «Объект 155» был принят на вооружение Советской армии ВС СССР под обозначением Т-55.

Главное усовершенствование заключалось в установке полноценной системы противоатомной защиты со счётчиком рентгеновского излучения. Среди других усовершенствований:

  1. Установка термодымовой аппаратуры, создававшей дымовую завесу путём впрыска топлива в выхлопной коллектор.
  2. Установка баков-стеллажей, что позволило увеличить боекомплект к пушке с 34 до 43 выстрелов, а также увеличить ёмкость топливных баков.
  3. Замена воздушных баллонов воздушным компрессором для более надежного пуска двигателя, сохранения ресурса аккумуляторных батарей и исключения необходимости заменять отработанные воздушные баллоны на заряженные.
  4. Автоматическая система пожаротушения «Роса».
  5. Повышение мощности двигателя на 60 л.с.
  6. Гидропневмоочистка смотрового прибора механика-водителя и планетарный бортовой редуктор.
  7. В отличие от Т-54 на новом танке не устанавливался зенитный пулемёт ДШКМ, так как при возросших скоростях самолётов и (как ожидалось) применении ядерного оружия он был не эффективен. В конце 1960-х, когда появились ударные противотанковые вертолёты, зенитный пулемёт вернули.
  8. Система подачи выстрелов — полуавтоматическая. Выстрел подаётся на уровень казенника и затем вручную досылается в казенник. Аналогично на танке Меркава 2.

 

Модификации

Т-55 образца 1960 года

Начиная с 1960 года на выпускаемых танках Т-55 устанавливались:

  1. дублирующий гидропневматический привод управления 19-дисковым главным фрикционом
  2. призменный прибор у наводчика
  3. воздушно-жидкостная система очистки смотровых приборов механика-водителя.

 

Т-55А (объект 155А)

Танк отличался повышенным уровнем противоатомной защиты за счет установки противорадиационных материалов снаружи и внутри обитаемых отделений, а также отсутствием курсового пулемета. Выпускался с 1962 по 1977 год.

Т-55А продолжал совершенствоваться на протяжении всего серийного производства:

с 1965 года на танк стали устанавливать гусеницы с резинометаллическими шарнирами, усиленную коробку передач и ПМП с 17 стальными дисками трения вместо 13.

с 1969 года вновь стали устанавливать зенитный крупнокалиберный пулемёт ДШКМ, а с начала 1970-х годов — НСВ.

с 1974 года танк получил квантовый дальномер КТД-1 «Нева», новый гамма-датчик ГД-1М и радиостанцию Р-123.

Так же были введены прицел ТШ-2Б-32П, гирокомпас ГПК-59, на некоторых танках установлены минные тралы ПТ-55, часть танков получила новое бульдозерное оборудование БТУ или БТУ-55.