БМ-21

АУДИОГИД 015

BM-21

Классификация:  реактивная система залпового огня

Шасси: семейства грузовых автомобилей Урал-375Д и Урал-4320

 

 

История

Страна-разработчик:  Союз Советских Социалистических Республик

Год(ы) производства:  1960 — 1988

Год(ы) эксплуатации:  1963 — наши дни

Количество выпущенных  шт.: более 8500

Размеры

Масса без снарядов и расчета, кг  10 870

Масса в боевом положении, кг      13 700

Длина в походном положении, мм         7350

Ширина в походном положении, мм 2400

Высота в походном положении, мм         3090

Клиренс, мм       400

Вооружение

Калибр, мм         122

Количество направляющих: 40

Дальность стрельбы минимальная, м: ОФС: 4000; КАС: 2500; УАС: 1600

Дальность стрельбы максимальная, м:ОФС: 40 000; КАС: 33 000; УАС: 42 000

Площадь поражения, м²       145 000

Максимальный угол возвышения, град 55

Точность (рассеивание), м:   При максимальной дальности СКО по дальности составляло 1/130, а боковое — 1/200.

Прицел: Панорама орудийная ПГ-1М

Расчёт БМ, чел.  3

Перевод системы из походного положения в боевое не более, мин. 3,5

Время залпа, с    20

Подвижность

Тип двигателя: Урал-375

Мощность двигателя, л.с.     180

Максимальная скорость по шоссе, км/ч 75

Запас хода по шоссе, км       750

Колёсная формула:               6×6

 

  Состав комплекса

В состав полевой реактивной системы М-21, более известной как РСЗО «Град» (Индекс ГРАУ — 9К51) входит боевая машина БМ-21 (Индекс ГРАУ — 2Б5, шасси «Урал-375Д», в дальнейшем была создана боевая машина БМ-21-1 на доработанном шасси грузового автомобиля повышенной проходимости «Урал-4320»), неуправляемый реактивный снаряд М-21ОФ калибра 122 мм (штатный, позже было разработано целое семейство снарядов данного калибра).

Для транспортировки снарядов в ящиках могут использоваться грузовые автомобили народнохозяйственного назначения, а для транспортировки без ящиков — транспортная машина с комплектом стеллажей 9Ф37. Система М-21 была создана для вооружения дивизионной артиллерии в НИИ-147 (ныне ОАО «НПО „СПЛАВ“» (г. Тула) под руководством главного конструктора Александра Никитовича Ганичева, а также смежных предприятий, среди которых НИИ-6 (г. Москва) и СКБ-203 (г. Свердловск, ныне Екатеринбург).

По данным Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации (г. Подольск) в ходе работ прорабатывались несколько типов реактивных снарядов:

с комбинированным пороховым стартовым двигателем и маршевым ПВРД на твердом топливе в виде четырёх гондол с воздухозаборниками, которые крепились автономно в хвостовой части;

снаряд такой же конструктивной схемы с тем отличием, что твёрдое топливо маршевого двигателя было сконцентрировано в одном центральном отсеке в виде двух цилиндров, а при неполном сгорании продукты его вытекали через четыре отверстия в гондолы, где происходило их догорание в воздушном потоке;

снаряд с жёсткими стабилизаторами;

снаряд со складывающимися лопастями блока стабилизатора.

В результате проведенных работ был создан неуправляемый реактивный снаряд М-21ОФ (с осколочно-фугасной головной частью, включающей две сварные рифлёные втулки для обеспечения повышения осколочного воздействия) и двухкамерным ракетным двигателем с одним зарядом, но разных размеров, из баллиститного твердого топлива в каждой камере и блоком стабилизатора со складывающимися лопастями.

 

Серийное производство

Серийное производство боевых машин БМ-21 было развёрнуто на Пермском заводе имени Ленина и велось до 1988 года. За время серийного выпуска только в Советскую армию было поставлено 6536 боевых машин. На экспорт было изготовлено ещё не менее 646 машин. К 1995 году уже после завершения серийного производства, более 2000 боевых машин БМ-21 находились на вооружении 50 стран мира. Выпуском реактивных снарядов занималось НПО «Сплав», всего было выпущено более 3 млн различных реактивных снарядов для РСЗО «Град».

 

Варианты

Полевая реактивная система М-21 стала базовой для ряда других отечественных систем для стрельбы неуправляемыми реактивными снарядами калибра 122 мм: «9К59 Прима», «9К54 Град-В», «Град-ВД», «Легкая переносная реактивная система Град-П», 22-ствольная корабельная «А-215 Град-М», «9К55 Град-1», БМ-21ПД «Дамба».

A также ряда иностранных систем, включая «RM-70», «RM-70/85», «RM-70/85М», «APRA», «PRL111», «PRL113», «Type 81», «Type 83», «Type 84», «Type 89», «Type 90», «Type 90A», «Type 90B», «BM-11», «HADID», «Lynx» (Naiza, «Найза»), «Modular», WR-40 Langusta, «Град-1А БелГрад».

 

9К51 «Град» — базовый вариант.

9К51М «Торнадо-Г» — дальнейшее развитие системы: модернизированная боевая машина 2Б17-1/2Б17М, новыми НУРС с увеличенной до 40 км максимальной дальностью стрельбы.

9К54 «Град-В» — представляет собой десантируемую (облегчённую) модификацию с боевой машиной 9П125 с 12-ю направляющими и транспортной машиной с комплектом унифицированных стеллажей 9Ф37В на базе грузового автомобиля ГАЗ-66В для ВДВ.

«Град-ВД» — представляет собой гусеничный вариант системы «Град-В» с боевой машиной БМ-21ВД с 12-ю направляющими и транспортно-заряжающей машиной на базе бронетранспортёра БТР-Д.

9К55 «Град-1» — представляет собой модификацию системы «Град» с боевой машиной 9П138 с 36 направляющими и транспортно-заряжающей машиной 9Т450 на базе грузового автомобиля ЗИЛ-131 для полковой артиллерии (а не для дивизионной), например, для морской пехоты.

9К55-1 «Град-1» — представляет собой гусеничный вариант системы «Град-1» с боевой машиной 9П139 на базе шасси самоходной гаубицы 2С1 «Гвоздика» с 36 направляющими и транспортно-заряжающей машиной 9Т451 на базе многоцелевого тягача МТ-ЛБ.

9К59 «Прима» — представляет собой модификацию системы «Град» повышенной огневой мощи. В состав системы входят боевая машина 9А51 с 50 направляющими и транспортно-заряжающая машина 9Т232М на базе грузового автомобиля Урал 4320.

РСЗО «Град-1А» (БелГрад) — представляет собой белорусскую модификацию системы «Град» с боевой машиной БМ-21А на базе грузового автомобиля МАЗ-6317-05.

 

Модификации боевых машин

2Б5 — боевая машина БМ-21 РСЗО 9К51 на шасси Урал-375Д.

2Б17 — боевая машина БМ-21-1 РСЗО 9К51 на шасси Урал-4320.

2Б17-1 — модернизированная боевая машина БМ-21-1 РСЗО 9К51М «Торнадо-Г» на шасси Урал-4320.

2Б17М — модернизированная боевая машина БМ-21-1 РСЗО 9К51М «Торнадо-Г» на шасси Урал-4320.

2Б26 — боевая машина БМ-21 РСЗО 9К51 на шасси КамАЗ-5350.

 

Боевое применение

  1. Пограничный конфликт на острове Даманский — первое боевое применение БМ-21 «Град». Применялись советскими войсками;
  2. Афганская война (1979—1989) — применялись советскими войсками;
  3. Карабахский конфликт — применялись Азербайджаном при обстреле населённых пунктов и инфраструктуры Нагорного Карабаха;
  4. Первая Чеченская война — применялись российскими войсками. 16 боевых машин БМ-21 и около 1000 НУРС были захвачены чеченскими боевиками и использовались против российских войск;
  5. Вторая Чеченская война — применялись российскими войсками;
  6. Война в Южной Осетии (2008);
  7. Гражданская война в Ливии;
  8. Гражданская война в Сирии;
  9. Вооружённый конфликт на востоке Украины (2014) — использовались обеими противоборствующими сторонами.
  10. Активно использовались в Анголе, Сомали и других вооружённых конфликтах.